ул. Пичугина, 243
Схема проезда
(7212) 47-98-89, 47-98-90
Регистратура

35 лет в пробирке

11 декабря 2014 (10:18)

Спустя тридцать пять лет с момента рождения первого ребенка «из пробирки», на свет появился пятимиллионный малыш, зачатый in vitro. Вопросы, связанные с искусственным оплодотворением, обсуждали на прошедшей в Алматы V Международной научно-практической конференции «Современные подходы к лечению бесплодия. ВРТ в Казахстане. Настоящее и будущее».

Организатор конференции – Казахстанская ассоциация репродуктивной медицины (КАРМ) – собрала для конструктивного диалога ведущих репродуктологов, эмбриологов, гинекологов и педиатров из нескольких стран мира.

В число делегатов конференции вошли специалисты, стоявшие у истоков внедрения вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в Казахстане, России и Украине.

Представленные доклады затронули такие темы, как современные принципы диагностики и лечения бесплодия, преимплантационная генетическая диагностика, криоконсервация и хранение репродуктивного материала, суррогатное материнство и эндовидеохирургия в репродуктологии.
Отдельного внимания участников конференции заслужил вопрос государственной поддержки искусственного оплодотворения и ее влияния на развитие ВРТ в целом. Вице-президент Украинской ассоциации репродуктивной медицины (УАРМ), д.м.н. Валерий Зукин высказал мысль о том, что рост количества оплаченных государством циклов искусственного оплодотворения прямо пропорционален экономической ситуации в стране.
Еще пять лет назад процедура зачатия «в пробирке» в Казахстане происходила исключительно за счет самих пациентов и многим была не по карману. Сейчас же лечение различных видов бесплодия в нашей стране входит в гарантированный объем оказания медицинской помощи. За три года существования программы уже освоено пятьсот миллионов тенге. Такая практика существует во многих странах мира.
По словам президента КАРМ Вячеслава Локшина, за восемнадцать лет применения репродуктивных технологий в Казахстане на свет появилось уже восемь тысяч детей, из них тысяча – за последний год.
- Шестьдесят процентов всех программ в 2013 году осуществляются при поддержке правительства, – информировал г-н Локшин. – Таким образом, происходит планомерное расширение государственного бюджета на цели ВРТ. Если в 2010 году было проведено сто бесплатных циклов искусственного оплодотворения, в 2013 – шестьсот, то к 2015 году планируется увеличение до семисот пятидесяти.
Рост объема финансовой поддержки ВРТ со стороны государства обусловлен ухудшением репродуктивного здоровья граждан – как мужчин, так и женщин. - Бесплодный брак – серьезная медико-социальная программа, – заявила депутат мажилиса парламента РК Наталья Петухова. – Его частота составляет в среднем пятнадцать процентов от всех браков и не имеет тенденций к снижению.

По статистике, половина всех случаев бесплодия в Казахстане обусловлены патологией со стороны репродуктивной системы мужчины, четверть – женщины и еще четверть являются комбинированными.

По словам заместителя начальника управления здравоохранения Алматы Манаса Рамазанова, количество женщин репродуктивного возраста в городе приблизилось к поллумиллиону, а обращения в клиники экстракорпорального оплодотворения возросло в пять раз. По самым оптимистическим опасениям врачей, к специалистам обращается только двадцать процентов нуждающихся в лечении. Между тем, своевременное применение ВРТ по-прежнему является одним из ключевых факторов успеха.
Через специализированные центры по ВРТ в Казахстане прошло уже около двадцати пяти тысяч супружеских пар. Эффективность на уровне рождения ребенка достигла двадцати восьми процентов, а в рамках государственной программы даже выше: двести девятнадцать родов на шестьсот циклов искусственного оплодотворения. Это довольно высокий показатель даже для европейских стран. Однако в большинстве случаев он обусловлен подсадкой нескольких оплодотворенных яйцеклеток одной пациентке. Так, среднее количество эмбрионов при ВРТ по всему миру составляет 1,97. По убеждению специалистов, многоплодие и связанный с ним риск преждевременных родов сегодня является основной проблемой экстракорпорального оплодотворения. Многоплодие даже принято считать осложнением ЭКО.
Отношение к селекции эмбрионов с целью предотвращения многоплодия везде разнится. Например, в Америке редукция происходит только в редких случаях, в результате показатель многоплодия здесь перевалил за тридцать процентов. В Швеции не более шести процентов циклов ВРТ заканчивается рождением двоен и троен: в этой стране первые три цикла в полость матки пациентки запрещено переносить более одного эмбриона.
В Казахстане решение проблемы видят в частичном ограничении на перенос нескольких оплодотворенных яйцеклеток. Согласно исследованиям, частота наступления беременности после ЭКО практически не отличается от того, имплантировано было два эмбриона или три. Поэтому в ближайшее время будет введена практика пересадки двух.

Оставшиеся невостребованными эмбрионы можно будет замораживать для дальнейшего использования, как практиковалось и ранее.

Случаи применения ВРТ на размороженных эмбрионах во всем мире до сих пор единичны. Но в Казахстане в этом направлении добились больших успехов. В нашей стране произошли одни роды, и сейчас протекает три беременности после криоконсервации эмбрионов.
Казахстанцам сегодня доступны все существующие в мире технологии ВРТ. И, согласно, данным спикеров КАРМ, их доказанная эффективность у нас не уступает европейским и мировым показателям. Например, результативность эндохирургии составляет от тридцати до семидесяти процентов. Центры ЭКО пока есть только в центральных городах, однако отделения планирования семьи функционируют в каждом областном центре. Из четырнадцати учреждений ВРТ десять являются частными. При этом все пациенты имеют право на свободу выбора клиники, даже те, лечение которых оплачивается из государственного бюджета. Репродуктивные права граждан отражены в нескольких законодательных актах и постоянно расширяются в связи с совершенствованием законодательства в области репродуктивной медицины.
- Говоря об эффективности вспомогательных репродуктивных технологий, мы, прежде всего, говорим о персонифицированной медицине, - отмечает Вячеслав Локшин. - Не могут два пациента получать одинаковую программу. Репродуктолог должен делать назначение, строго исходя из конкретного анамнеза.
Вопросом этики в данном случае являются взаимоотношения между клиниками, где происходит процедура, и производителями необходимых для этого препаратов. Никогда врачи не должны идти на поводу у производителей лекарств. Единственными критериями должен быть высокий профиль безопасности препарата и его доказанная клиническая эффективность.

Отдельная секция КАРМ была посвящена рискам и осложнениям, связанным с применением ВРТ, в частности, часто поднимаемому в последнее время вопросу здоровья детей «из пробирки».
- В открытых источниках упоминается о пороках сердца у детей, зачатых in vitro. Но я этому не верю. Этот вопрос нуждается в исследовании, – сказал Вячеслав Локшин.
В Казахстане подобных данных нет, однако во Франции мониторинг физического и умственного состояния детей, рожденных после ВРТ, проводится на регулярной основе. Согласно ему, уровень заболеваемости и развития дефектов здоровья у детей, рожденных после искусственного оплодотворения, соответствует аналогичному показателю среди обычных детей. Иными словами, никакой связи со способом зачатия ребенка и состоянием его здоровья не прослеживается.

Никита Мантусов

Еще cтатьи

08 октября 2015 (09:19)
08 октября 2015 (09:17)
08 октября 2015 (09:17)
08 октября 2015 (09:16)
08 октября 2015 (09:15)