Статьи
Речь – это самое важное для социальной адаптации человека в обществе. Сегодня логопеды используют в своей работе новейшие компьютерные технологии. О новой методике в контексте комплексной реабилитации и адаптации ребенка с речевыми нарушениями в стенах РДРЦ рассказывает Маржан Махаманова, логопед кабинета БОС АО «Республиканский детский реабилитационный центр».
- Настоящим прорывом в логопедической реабилитации становятся компьютерные технологии. В нашем Центре с 2007 года, по инициативе генерального директора Шолпан Булекбаевой, установлена и успешно используется обучающая и тренирующая программа по принципу биологически обратной связи (БОС), она создана на заводе «Биосвязь». В основу программы по коррекции речи положена выработка диафрагмально-релаксационного дыхания как основа для правильной речи.
Сущность метода БОС при коррекции речевых нарушений заключается в обучении пациента контролировать и целенаправленно изменять течение нарушенной физиологической функции, участвующей и влияющей на процесс речеобразования (дыхание, мышечный и вегето- сосудистый тонус, психоэмоциональное состояние). Для этого с помощью приборов БОС регистрируют физиологические параметры пациента, связанные с нарушенной функцией, и предъявляют их обучаемому пациенту в виде визуального и слухового сигнала обратной связи. Получая объективную информацию о нарушенной функции, тот учится воспроизводить такое состояние, которое нормализует эту функцию.
Кроме того, БОС обладает рядом преимуществ перед другими методами: это индивидуальная объективная диагностика, постоянный контроль за корректируемой функцией и ее физиологическими показателями, активизация собственных резервных возможностей организма и наиболее экономичное использование его затрат, наглядность выполнения упражнений, обеспечение дополнительной мотивации, сокращение реабилитации, устойчивость формируемых навыков.
У ребенка регистрируются текущие показания ЧСС (частота сердечных сокращений) и подаются ему в виде звуковых и зрительных игровых, цифровых и графических сигналов обратной связи. В процессе компьютерной игр пациент правильным дыханием «закрашивает» вертикальные или горизонтальные полосы.
Имеются в программе и другие игровые сюжеты. Ребенку предлагают дышать плавно, ритмично, без задержек вдоха и выдоха, постепенно увеличивая ДАС (дыхательная аритмия сердца). Вдох пациент делает при достижении минимального значения ЧСС на выдохе. Фаза выдоха постепенно удлиняется. Но выдохе живот выпячивается, ЧСС увеличивается, на выдохе происходит обратная картина.
Используя сигналы БОС о сердечном ритме и игровые сюжеты прибора и программы, пациент подбирает такой ритм дыхания, при котором амплитуда ДАС наибольшая. Правильное выполнение фазы выдоха требует особого внимания, так как она является для речи рабочим периодом. В результате синхронизации дыхания и сердечного ритма оказывается положительное воздействие на организм. Правильное выполнение упражнения вырабатывает навык диафрагмально-релаксационного дыхания и формирует у пациента положительную мотивацию к самоуправлению. Известен тот факт, что чтение способствует формированию и развитию речи, лучшей координации речевых функций. Для тренировки этих упражнений в программе есть специальные сюжеты по чтению. Например, по мере снижения ЧСС на выдохе, полоса (строчка), на которой находится текст, меняет цвет или меняет сами буквы.
Используются и другие игровые сюжеты, помогающие пациенту читать на выдохе, без избыточного напряжения, под контролем частоты сердечных сокращений и дыхательной аритмии сердца.
Таким образом, в республиканском детском реабилитационном центре реализуется комплексный подход к реабилитации и адаптации детей с речевыми нарушениями. Именно его осуществление, соблюдение принципа коллегиальности, когда лечение ребенка осуществляется разными специалистами - неврологами, логопедами, психологами, специалистами БОС-ЛОГО и других, нацеленными на один результат, дает неизменно положительную динамику в преодолении речевых нарушений.
В процессе пребывания в Центре лечение ребенка осуществляется и прослеживается всем коллективом и каждым специалистом одновременно. Тесная взаимосвязь между специалистами, взаимное консультирование, большое желание помочь ребенку, а самое главное любовь к нему – является основой морального духа и успешной работы коллектива.
Асель Касымканова.