Праздник, восторг, приятное волнение первого сентября, зачастую быстро сменяется разочарованием, нежеланием учиться, усталостью, как детей, так и родителей. Почему? Как научить детей учиться? Что должны делать родители?
На эти и другие вопросы знает ответ Светлана Иваненко, директор КГКП «Центр поддержки семьи и детства» акимата г. Усть-Каменогорска
- Важно понимать, что адаптация к школе происходит не только у первоклассника, но и у родителей. Грамотно подготовить к школе, это не только научить считать, писать и читать, решать несложные логические задачки.
Многие психологи говорят о том, что гораздо важнее развивать любознательность вообще. Чем больше будет осведомленность ребенка что называется «обо всём на свете», тем проще ему будет воспринимать новый материал в школе.
Организовать и направить познавательный интерес нужно так, чтобы ребенок воспринимал получение новой информации как увлекательный поисковый процесс, как удивительную возможность получения интересных фактов. Ничего сложного тут нет - с раннего возраста искренне акцентируйте внимание ребёнка на самых разных вещах: смотри как интересно! Ой, а тут что?! Этот же интерес можно поддерживать и во время школьного обучения.
Не относитесь к учебе как к рутинной повседневности. Это процесс, который требует вашего родительского творчества. Да, первые день-два малышу интересно, потом приходит момент, когда он испытывает дискомфорт от ощущения несвободы: он не может пойти поиграть, заговорить, подвигаться, когда хочется. Вот в этот момент и начинаются процессы, приводящие либо к дезадаптации, либо же напротив, помогающие ребёнку освоиться и принять эти новые требования.
Родители должны очень доброжелательно сопровождать и опекать свое чадо на протяжении первого полугодия, именно столько идет адаптация.
КОРЗИНА
Интересуйтесь, что нового и необычного произошло в школе. Не правильно спрашивать: «что проходили?» Надо спрашивать: «что произошло?»
КОНЕЦ КОРЗИНЫ
Спрашивайте ребенка обо всём. Чем занимались с ребятами? Что делали на переменах? Что спрашивал учитель? Как себя чувствовал в тех или иных ситуациях?
Именно эта эмоциональная подача будет вызывать и соответствующий эмоциональный отклик, вместе с которым придёт понимание, что школа не просто важно, но и интересно.
- Учебный процесс продолжается ведь еще и дома. И тут возникает много вопросов: надо ли малышу помогать или пусть корпит над заданием самостоятельно, требовать усидчивости или делать поблажки и т.д.
- Родители, как правило, начинают страшно нервничать по поводу домашних заданий, поскольку лишь единицы детей делают их с первого дня безупречно и самостоятельно. В большинстве же своём дети требуют внимания (особенно мальчики, потому что они вообще не усидчивы, а в этом возрасте тем более). И здесь очень важно повести себя грамотно. Не надо заставлять и «загонять» делать работу, не нужно по десять раз переписывать. Постарайтесь позитивно настроить ребенка, например, так : мы сейчас сделаем домашнее задание, это несложно, главное сосредоточиться и подумать!
Делайте паузы и перерывы. Находите место шутке и совместному небольшому веселью. Родитель, сурово сдвинувший брови, демонстрирующий серьёзность мероприятия, давит на ребёнка. Этот прессинг надо снимать. Всегда можно найти момент, над которым можно несколько секунд вместе посмеяться и эта тяжесть уйдёт.
- Несколько слов о режиме, Светлана Юрьевна…Он ведь тоже претерпевает изменения…
- На режим - особое внимание. В жизни ребенка происходит огромное количество событий, он пропускает через себя колоссальный информационный поток: новый коллектив, новая ответственность, новые взрослые, новые слова. Ребёнок должен быть физиологически готов к такому количеству информации, к новому учебному дню, что и достигается за счёт соблюдения режима.
Проследите, чтоб он вовремя ложился спать: не позже 21.00. Позаботьтесь о рациональном питании: оно должно быть регулярным, разнообразным, витаминосодержащим.
Оставляйте своему ученику время для игр, после дошкольного детства прошло совсем немного времени – у него остались любимые игрушки, занятия. До десяти лет ребёнок ещё играет, находя в этом процессе и подпитку и разрядку одновременно.
Говоря об играх, я не имею в виду компьютерные развлечения. Мы, взрослые люди прекрасно понимаем, что компьютер это не очень полезно для ребенка. И не только для зрения и двигательных функций. Я бы порекомендовала, чтобы в течение учебной недели ребенок вообще не подходил к компьютеру. Он не только притупляет внимание и познавательные процессы, необходимые для усвоения учебного материала, но и просто утомляет. Пусть первоклассник играет в игрушки, гуляет во дворе, со сверстниками. А компьютер, так и быть, пусть будет в выходной, когда сделаны все уроки.
- А что дает предшкольная медицинская комиссия? Какая информация полезна родителям?
- Медицинская комиссия перед первым классом не пустая формальность. И заключения врачей, в частности, невропатолога необходимо выполнять самым тщательным образом. Состояние нервной системы школьника влияет и на утомляемость, и на усидчивость, и на особенности восприятия. Многие родители пока ребенок маленький, тщательно выполняют все предписания врачей, но потом начинаю забывать о том, насколько важно показывать его специалистам.
Другой аспект, если у ребенка какие-то серьезные заболевания. В этом случае необходимо посетить медико-психолого-педагогическую комиссию (ПМПК). В каждом городе Казахстана такая комиссия есть. Специалисты комиссии знакомятся с ребенком, подробно исследуют его состояние и рекомендуют родителям, как организовать режим дня и процесс обучения. Учителю, с заключением комиссии ПМПК, в свою очередь, легче выстраивать образовательный процесс, дозировать учебную нагрузку для конкретного ученика, опираясь на знания специалистов.
И ещё об одном важном моменте. Часто родители начинают обсуждать дома действия и требования учителя. Ребенок всё слышит, не обольщайтесь, что он в другой комнате занят игрушками. В результате ему сложно сориентироваться: чьи требования выполнять в первую очередь и кого слушать? Он оказывается меж двух огней.
Если вопрос действительно наболевший, обсудите его с администрацией школы, с самим учителем, без привлечения ребенка в качестве слушателя и участника спора.
Пусть самым лучшим стимулом во время адаптации к школе, для вашего ребебенка станет чувство защищённости и поддержки со стороны близких. Всего вам самого доброго!
Ольга Бобрышева