Можно ли заморозить свои половые клетки на сто лет, чтобы ваш потомок появился на свет уже в следующем веке? Почему до сих пор не сбылась мечта ни одного поклонника крионики? И что вообще происходит с эмбрионом при сверхнизкой температуре? Ответы на все эти вопросы знает руководитель лаборатории клиники ВРТ (вспомогательных репродуктивных технологий) Ovumia при университетской клинике г. Тампере в Финляндии, профессор Лев Левков, и охотно делится своим знанием.
- Лев Алексеевич, вы говорили, что эмбрионы человека при криоконсервации хранят три-пять лет, а самый длительный зафиксированный срок был 12 лет. С чем это связано и что будет, если их хранить дольше?
- Существует биологический и этический момент данного вопроса. Дело в том, что три и пять лет – это сроки, установленные законодательствами различных государств, в которых регулируются вспомогательные репродуктивные технологии. Скажем, в Швеции, Финляндии, и некоторых других европейских странах, эмбрионы разрешено хранить пять лет. Правда, в Финляндии, это относится только к донорским эмбрионам. Возможно более длительное хранение, однако для этого нужно специальное разрешение на хранение, и оно дается только в особых случаях. Есть страны, например, Норвегия, где только три года можно хранить, а затем обязательно нужно использовать эмбрионы. Тогда как в Англии разрешено хранение до 10 лет. Что касается сперматозоидов и неоплодотворенных яйцеклеток человека, то в отношении их нет таких жестких ограничений.
Это связано с поколением и старением людей, чтобы не были использованы клетки, пролежавшие в заморозке 20 лет, и чтобы генерация поколений сохранялась.
Биологический момент заключается в том, что при длительном хранении клетки имеют определенны шанс повреждения. Это и существующая фоновая ионизирующая радиация – как один из факторов, способных повредить клетки, манипуляции с клетками во время хранения и возможное токсическое воздействие. Но когда сроки хранения определяются законодательно, то решающую роль тут играет этический фактор.
- При какой температуре хранятся клетки и эмбрионы?
- Половые клетки и эмбрионы хранят при температуре жидкого азота – минус 196 градусов по Цельсию. Сперматозоиды можно сохранять в парах азота при более высокой температуре – до минус 150-160 градусов.
- Клетки замораживают на полгода и только потом используют, чтобы убедиться в отсутствии ВИЧ-инфекции. Вирус способен за это время проявится?
- ВИЧ не проявляется в замороженных клетках, но он может проявиться у донора. Дело в том, что первые антитела на вирус при инфицировании ВИЧ, выявляются через полгода, поэтому установлен именно такой срок для повторной проверки. Пациента на ВИЧ-инфекцию проверять не надо, потому что клетки предназначены для него же, то, в каком он состоянии, будет иметь значение только на момент переноса эмбриона.
А вот донора проверить необходимо. Классическая схема заморозки донорских сперматозоидов выглядит следующим образом: донор сдает клетки и одновременно у него берут кровь на анализ на целый ряд вирусных заболеваний в том числе ВИЧ инфицированность, затем, через полгода, его проверяют еще раз. Если подтверждается, что донор здоров, то клетки можно использовать.
- Многие вирусы прекрасно переносят сверхнизкие температуры и даже способны выжить в открытом космосе. А при криоконсервации клеток они погибают?
- Нет, они также хорошо в нем сохраняются. Температура жидкого азота на них отрицательного воздействия на них оказывает и вирусы в жидком азоте могут храниться практически вечно. Это большая проблема. В литературе были описаны случаи перекрестной контаминации (инфицирования) при хранении биоматериалов в жидком азоте.
- Как определить, что эмбрион поврежден?
- Очень трудно! Есть один способ, который скорее связан не с риском хранения, а с риском снижения качества и жизнеспособности эмбриона. После криохранения можно сделать контроль хромосомного состава и на этом основании придти к выводу, возможно ли пересадить эти клетки. Что касается ионизирующей радиации, то она поражает ДНК точечно, и методов, которые были бы способны выявить это, пока не существует.
- То есть, это уже как повезет?
- Да, в какой-то мере это так. Другого способа длительного сохранения эмбрионов просто не существует. Вообще, если эмбрион поврежден, то он просто не выживает или далее не развивается. Это основной биологический селектируюший механизм, который присутствует при вспомогательной репродукции.
- А как насчет переноса не замороженных эмбрионов, когда речь идет о супругах, а не о доноре?
- Это то, что чаще всего делают ЭКО-клиники – переносят ”свежие” эмбрионы. Делается это в течение первых нескольких дней их развития. Выращивать эмбрион вне тела можно максимум шесть дней. Но чаще всего это составляет только два-три дня.
- При каком способе шансов больше?
- Переносы ”свежих” (не замороженных) эмбрионов обычно дает больше шансов на получение беременности. В зависимости от стадии и количества перенесенных эмбрионов, частота положительного результата составляет от 35 до 45% на перенос.
- Репродуктологи часто говорят о ”качественных” и ”некачественных” эмбрионах. Что это означает?
- Это комплексное понятие, которое внедрено в эмбриологию для оценки морфологических особенностей эмбриона. В целом потенциал эмбриона прижиться зависит от того, как он сформирован, и динамика его развития и его морфологическая структура косвенно могут указывать, что он развивается нормально. Если эмбрион имеет достаточное количество клеток, они не имеют признаков повреждения и не остановились в развитии, и т.д. то все нормально. Существует более десятка параметров, по которым в совокупности определяеся ”качество” эмбриона.
- Какие основные факторы, влияющие на качество эмбриона?
- В первую очередь, это качество исходных клеток, из которых он получен. Оно в свою очередь определяется возрастом пациентов – это один из важнейших факторов. Важен и способ стимуляции яичников – при агрессивном способе и получении большого количества яйцеклеток, в том числе незрелых, качество эмбрионов, как правило, снижается. Очень сильно влияют и условия культивирования эмбрионов, а также хромосомный состав клеток эмбриона.
- До какого возраста пациент может не беспокоиться о качестве эмбриона?
- Пожалуй, конкретную цифру назвать нельзя, это очень индивидуально. Но если говорить усреднено, то до 32-33 лет у женщины еще сохраняется высокая вероятность получить беременность. После 38 лет она снижается достаточно сущесвенно, а после 40 – катастрофически быстро.
- То есть тут речь идет о биологическом, а не календарном возрасте?
- Да, конечно. Тут возможны колебания в 2-3 года.
- Если возможно заморозить эмбрионы, а через несколько лет их благополучно разморозить, почему до сих пор не удалось сделать то же самое с человеком?
- Такая идея вынашивается и даже проводятся эксперименты по изучению этой возможности. В США существует лаборатория, которая занимается криобиологией тела человека, но пока это делается только на умерших людях и используемый метод пока еще не внушает уверенности в успехе.
При замораживании любого биологического объекта требуется проникновение криопротектанта (вещества, замещающего воду в клетке) внутрь клеток, чтобы защитить клетки и от повреждения кристаллами льда. Этот процесс у маленького эмбриона занимает несколько минут. При пропускании криопротектанта через организм человека это может занять часы, что слишком большое время, чтобы поддержать жизнь человека, его мозг просто не восстановится впоследствии.
Поэтому замораживание всего человека, на мой взгляд, носит скорее футуристический характер.
Мадина Алимханова