Статьи
В человеческом организме не осталось ни одного органа, который сегодня нельзя было бы обследовать. Революция в диагностике достигла такого пика, что злокачественные опухоли уже можно выявить… по запаху. В Казахстане пока нет таких высоких технологий, как аппарат «электронный нос», уже несколько лет используемый в Израиле.
В остальном мы ни на шаг не отстаем от мировой медицины. Об этом — в интервью с заведующей кафедрой лучевой и функциональной диагностики Института последипломного образования КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова, президентом Ассоциации медицинских и инженерно-технических работников ультразвуковой диагностики «Дарига», д.м.н, профессором Нэллой Нигай.
- Нэлла Григорьевна, в чем отражается состояние диагностики как отрасли медицины в Казахстане?
- Во всем мире радиология объединена в один предмет, у нас это состоялось не так давно. И это событие дало старт перевороту в диагностике как таковой. Один из моих постулатов: врач должен смотреть организм пациента в комплексе, а не по отдельности — голову, шею, мочевой пузырь… Мы стремимся к тому, чтобы специалисты лучевой диагностики могли сразу учиться проводить и ультразвуковые исследования, и компьютерную, и магнитно-резонансную томографию, и рентген. Это позволит врачу сделать пациенту столько исследований, сколько потребуется, не отправляя его в несколько разных учреждений. Благо, сегодня диагностическое оборудование максимально защищенное: УЗИ и МРТ абсолютно безвредны, КТ несет дозу облучения, но не превышающую облучение при рентгеновских снимках.
К слову, наша работа аппаратозависимая. Если аппаратов не достаточно, мы не можем проводить квалифицированные исследования. Поэтому когда работаем со слушателями — врачами, проходящими последипломное образование на нашей кафедре, спрашиваем, на каком аппарате они работают. Это позволяет сделать вывод: работающий на простом, черно-белом, УЗИ-аппарате специалист имеет низкую квалификацию. Врачи высокого профиля проводят исследования на УЗИ-приборах экспертного класса, 64-срезовых компьютерных томографах или аппаратах МРТ мощностью полтора тесла.
Сегодня казахстанским специалистам еще необходимы аппараты экспертного класса для компьютерной и магнитно-резонансной томографии, ультразвуковых исследований. Не хватает таких функциональных приборов, как кардиовизор, показывающий портрет сердца: по нему сразу видно, в каком месте ишемия, нарушение обменных процессов.
- Какие современные методы пришли в диагностику в последнее десятилетие?
- Во всем мире применяются методы нанотехнологий. Например, интервенционная радиология. У нас эта инновация доступна только в ведущих учреждениях.
Прогресс дошел до того, что ультразвуком сейчас даже убивают рак. Специализированная ультразвуковая аппаратура локализует и сжигает раковую опухоль. Таких аппаратов в Казахстане два, и оба они в Астане. КОНЕЦ КОРЗИНЫ
Еще одно из новшеств — позитронно-эмиссионная томография, или ПЭТ-КТ, представляющая собой объединение радиоизотопных методов исследований и компьютерных технологий. Механизм его действия таков: радиоизотопы вводят в вену — их улавливает специальный детектор, — после чего делают снимок всего тела. Медики видят, где скапливается радиоизотоп, тропный для данной опухоли, соответственно, и где локализуется опухоль. Таким образом, болезнь можно ликвидировать на начальной стадии. ПЭТ-оборудование также пока есть только в диагностическом центре в Астане.
Традиционная УЗИ-диагностика также шагнула вперед. Сегодня мы в состоянии видеть большой сальник, кишечник, простату, все отделы прямой кишки — нижний, средний и верхний ампулярный, — даже зубчатую линию, которая разделяет внутренний и наружный сфинктеры.
Нет ни одного органа, где бы УЗИ не внедрялось, не исключение даже ЛОР-органы. Зачем делать рентген гайморовой пазухи, если можно провести УЗИ? Зачем просвечивать суставы, если с помощью УЗИ прекрасно видны даже связки и мениски?
- Рентгеновские исследования вскоре вообще упразднят?
- Вопрос в том, зачем облучать человека. Наша задача — свести лучевую нагрузку к минимуму. Ведь одна из самых облучаемых наций в мире — это мы, казахстанцы. Немудрено, ведь там, где постоянно вспыхивают очаги туберкулеза, необходимо один раз в полгода делать рентген-снимок. Эндемический очаг для этого заболевания — грызуны. Они портят траву, которую ест скот, мясо и молоко которого, в свою очередь, потребляет в пищу человек. В этом случае рентген неизбежен. Он не исчезнет вовсе, а станет более высокоспециализированным методом исследования организма.
- Как часто человеку, считающему себя здоровым, необходимо делать диагностику для профилактики?
- Если нет никаких тревожных симптомов, то стоит один раз в год провести УЗИ, сдать анализы, биохимию. В нашей местности также всем показано раз в год проходить рентген: флюорографию делают, чтобы выяснить, нет ли туберкулезного подсева, опухоли.
Меня радует, что в обществе уже образовалась прослойка людей, которые следят за своим здоровьем. Как правило, это молодые люди и люди среднего возраста, осознавшие, что здоровье является мерилом всего — и интересной работы, и успешного бизнеса, и счастливой семейной жизни. Я сама уже три года подряд езжу в Индию с целью профилактического лечения. Выгляжу я довольно молодо и считаю себя здоровым человеком. Это как регулярная стирка платья: если приводить его в порядок, оно всегда будет как новое. Первая цель всего живого — выжить и быть здоровым.
- Нужно ли платить за диагностику?
- Диагностика — самая сильная сторона медицины. Без нее нет ни профилактики, ни лечения. Различные методы обследования позволяют не только выявить сбой в работе отдельного органа или системы органов, но и контролировать лечение. Диагностика находится на лезвии ножа — предположение врача или подтверждается, или нет. У хороших специалистов это платно. За здоровье надо платить, поскольку это основное в нашей жизни. Аппарат экспертного класса стоит от 250 до 500 тысяч американских долларов: чтобы его окупить, понадобится много времени. Для человека же правильнее заплатить за обследование и верную постановку диагноза, чем затем за повторную операцию.
Например, при раке головки поджелудочной железы в результате сдавливания протоков возникает механическая желтуха. Для того, чтобы прооперировать пациента, желтуху необходимо устранить, иначе хороших результатов не получить. Под навигацией ультразвуковой аппаратуры делается пункция желчных протоков, затем снимается их гипертензия и на этом фоне проводится операция. Несмотря на то, что это рак, больной полностью реабилитирован. И все благодаря грамотной диагностике!
Никита Мантусов