Медицина как бизнес, вопросы управления частной клиникой и государственной, роль персонала в конкурентоспособности медучреждения, проблема выбора врача. Эти и другие темы обсуждались на Конгрессе руководителей медицинских учреждений России и стран СНГ, который проходил в Москве 30 мая – 1 июня.
В Конгрессе помимо руководителей сферы здравоохранения из более чем 60 регионов России приняли участие специалисты из ближнего зарубежья, в том числе представительная делегация из Казахстана. Как отметили эксперты, во многих сферах медицины Казахстану удалось продвинуться намного дальше, чем России, поэтому опыт этой страны может быть очень интересен и полезен российским руководителям.
КТО ВАС ЛЕЧИЛ?!
Здравоохранение в рыночных условиях… Что это означает, только ли то, что и здесь, как в любой другой сфере, все имеет свою цену?
Экономисты ввели понятие «медицинская услуга» и тем самым перевели медицинскую деятельность в разряд бытовых услуг.
Но насколько их можно унифицировать и подчинить единым законам? Это один из важнейших вопросов – считает Александр Пищита, профессор кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО), действительный член Всемирной ассоциации медицинского права (WAML), Член Общероссйиской общественной организации «Ассоциация юристов России», д.м.н., д.ю.н.
- Разве это одно и то же: человек сдает в ремонтную мастерскую сломанный телевизор или какую-то другую технику и через определенное время приходит за исправленной; или пациент отдает врачу свое тело и требует его обратно здоровым? – приводит пример Александр Николаевич. – Разница, прежде всего, в том, что пациент всегда, даже находясь под наркозом, участвует в процессе лечения. Но этот момент никак не отражен в действующем законодательстве.
Между тем, в тандеме «врач-пациент» возможны различные варианты.
Первый. Пациент верит в выздоровление и с врачом он союзник.
Второй. Верит, но не желает менять свое состояние. Например, инвалиду второй группы предлагают современный метод лечения, в результате которого он перестанет быть инвалидом. Но он уже привык к своему статусу, тем льготам, которые ему полагаются, и не хочет с этим всем расставаться. Также парень-призывник, не желающий служить в армии, будет лелеять свою язву и сопротивляться лечению. Известны случаи, когда юноши даже кислоту выпивали, дабы усугубить положение.
Третий вариант. Больной не допускает возможности выздоровления. Допустим, у него рак, и он уже вынес себе смертный приговор. Практикующие врачи могут припомнить множество случаев, когда двое пациентов примерно одного возраста и в одинаковом состоянии здоровья имеют разный исход лечения. Один выздоравливает, а другому ничего не помогает.
Кто виноват? Профессор Пищита еще раз напоминает, что в лечении участвуют двое – врач и пациент. За не отремонтированный телевизор можно вернуть деньги, по закону. А как разделить вину за якобы некачественную медицинскую услугу?
Между тем, рыночный подход к медицине и действующее законодательство определили права пациента и возможность требовать сатисфакцию за их нарушение через суд.
По разным оценкам, число поданных исков на врачей в странах СНГ возросло в среднем два раза за последние 10 лет, в некоторых – в 5-10 раз, а в Московском регионе – в 15-18.
Александр Пищита озвучил основную мотивацию претензий пациентов: львиная доля исков возникает по результатам беседы пациентов с коллегами лечащего врача.
«Какой коновал вас лечил?» - вот спусковой механизм, направляющий «пулю», т.е. иск в судебную инстанцию.
Можно ли избежать претензий к врачам? Практически невозможно – считает профессор.
А вот Александр Саверский, президент Общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов» считает, что 90% конфликтов в сфере здравоохранения возникают из-за того, что врачи не умеют признавать свои ошибки.Он считает, в России пока нет «практики извинений»: «Люди, подающие иски и заявления, не довольны, прежде всего, хамством и неэтичностью врачей. Медики, умеющие принести пациенту искренние извинения, никогда не попадут в суды».
Конфликты врачей и пациентов приводят к еще большему недоверию населения к российской системе здравоохранения и как следствие – развитию медицинского туризма, оборот которого, по словам Михаила Плисса из Microsoft Russia, оценивается в 7 млрд долларов, столько российские пациенты потратили на лечение в зарубежных клиниках.
Александр Солонин, председатель Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга и Северо-Запада среди наиболее перспективных сегментов российского рынка платных медицинских услуг назвал лабораторную диагностику (к 2015 году этот рынок увеличится вдвое) и стоматологию (рост составляет 12-14% в год). Кроме того, востребованными методами диагностики для пациентов на российском рынке платных медицинских услуг остаются флюорография, анализ крови на сахар, ЭКГ и УЗИ, что надо учитывать руководителям при составлении плана развития медицинских учреждений.
Управление персоналом
Можно сказать, в руках персонала - финансовое положение медицинских организаций. То есть очень многое зависит от их профессиональных качеств, а также от внимательности и заботы о пациентах.
Вопросы управления персоналом остаются одними из самых актуальных, поэтому на конгрессе им была посвящена отдельная секция, организованная совместно с ООО «МедБизнесКонсалтинг».
Как построить систему обучения сотрудников, оценить эффективность этой работы, организовать успешную HR-службу и контролировать ее работу – эти и другие вопросы на круглом столе обсуждали эксперты консалтинговой компании.
Эффективную систему непрерывного обучения и повышения квалификации персонала сформировали в группе компаний«СМ-Клиника». Татьяна Григоренко, помощник генерального директора по работе с персоналом рассказала, что это позволило значительно снизить текучесть кадров, улучшить внутренний климат и повысить плановые финансовые показатели.
Продолжая тему мотивации сотрудников, Дарья Симачева, генеральный директор ООО «МедБизнесКонсалтинг», поделилась опытом:
- Я всегда даю такой совет акционерам и топ-менеджерам: выделяйте часть акций наемным работникам. Только тогда ваши сотрудники начнут менять мышление и станут более заинтересованными в положительных изменениях, происходящих в компании.
Государственно-частное партнерство
Санкт-Петербург на сегодняшний день является одним из наиболее успешных субъектов с точки зрения использования возможностей государственно-частного партнерства. Правительство города в последние годы активно занимается привлечением внебюджетного финансирования и повышением эффективности использования инфраструктуры городской системы здравоохранения.
По словам Ирины Шариповой, советника вице-губернатора Санкт-Петербурга по социальным вопросам и здравоохранению, в Северной столице России используют три основные модели привлечения частного финансирования: 1) закупку отдельных услуг у коммерческих клиник, участвующих в системе Обязательного медицинского страхования (ОМС); 2) некапиталоемкие проекты в сфере первичной и специализированной медицинской помощи (через инвестиционные соглашения с администрациями районов) и 3) капиталоемкие проекты, связанные со строительством или реконструкцией крупных объектов здравоохранения (в рамках ГЧП и концессионных соглашений).
Александр Абдин, управляющий партнер группы медицинских компаний Euromed – одной из ведущих круглосуточных клиник Питера, рассказал об участии медучреждений в системе ОМС:
- В одном из районов города мы обслуживаем в центрах общей врачебной практики 55 тыс. прикрепленного населения. Работаем только в системе ОМС, у нас нет платных услуг. К концу года мы рассчитываем, что количество обслуживаемого населения у нас будет около 100 тысяч человек.
Представители здравоохранения Санкт-Петербурга подробно рассказали, как в руководители города привлекают внебюджетные инвестиции для социально значимых проектов с длинными сроками окупаемости, как распределяют риски и улучшают показатели эффективности использования бюджетных средств.
Исследования показывают, что врачи всех ведущих развитых стран имеют серьезные претензии к существующей медицинской модели своих стран и считают, что ее необходимо менять фундаментальным образом.
В основном, врачи не довольны доходами от медицинской практики (в Германии доля таких специалистов составляет 53%) и временем, отпущенным на прием пациентов (51% – в Англии).
Лера Репина.