Часто наблюдая на игровой площадке за ребенком, который чересчур импульсивно выражает свои эмоции, не слушается родителей и не дает им ни минутки передохнуть, мы воспринимаем такое поведение как следствие неправильного воспитания. А между тем, в последние годы в медицинской среде все чаще стали говорить о таком диагнозе как «гиперактивные дети». Этой проблемой сейчас активно занимаются невропатологи, психиатры, психологи, логопеды, которые уверяют, что чрезмерная активность малыша – это выход за пределы нормы поведения. Это диагноз, который следует вовремя вылечить и скорректировать, иначе в дальнейшем он может стать причиной множеста проблем.
О синдроме гиперактивности детей мы попросили ответить Галию Мукатаеву, к.м.н., врача-психотерапевта учебно-практического центра семейной медицины «Демеу».
- Галия Куланбаевна, как понять родителям, что его ребенок гиперактивен?
- Такой ребенок находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, отличается чрезмерной импульсивностью, невнимательностью, не может сосредоточить свое внимание на какой-либо игре, быстро отвлекается и, как правило, не заканчивает начатое до конца. Ребенок эмоционально, а порой и агрессивно воспринимает окружающий мир, не может выстраивать отношения со сверстниками, родителями, отчего он и становится чрезмерно раздражительным, непослушным. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет. Особенно выразительны они с 1-2 лет, когда формируются навыки речи, в 3 года - когда малыш увеличивает свой словарный запас и в 6-7 лет – когда он начинает читать и писать. В подростковом возрасте, ребенок уже не такой активный в движениях, но импульсивность и невнимательность сохраняются. Такие поведенческие нарушения остаются у человека уже на всю его жизнь.
- В чем причина такого поведения, это дефицит внимания родителей или надо искать глубже: в беременности и в родах?
- Гиперактивность – это медицинский термин, в основе которого лежит минимальная мозговая дисфункция. Причиной этого диагноза является в большей степени патология беременности и осложнения родов. Конечно, здесь нельзя не отметить и психосоциальные причины: неадекватный стиль воспитания в семье, психотравмы и нежеланный ребенок. Дети сильно реагируют на обстановку в семье, на отношения родителей. Еще одна причина: многие родители своих детей с малых лет сильно загружают дополнительными секциями, кружками, часто они даже не обращают внимания на то, есть ли у него навыки к игре на инструментах, определенному виду спорта и т.д. Все это приводит к переутомлению, которое в свою очередь выливается в эмоциональную реакцию: агрессию, злость, и ребенок становится неуправляемым.
- Какова роль психолога в работе с такими детьми?
- Мы работаем с психоэмоциональной сферой малыша и мамы. Сначала ищем причину диагноза. Очень важно объяснить родителям, что ребенок ведет себя именно так, не потому что хочет досадить взрослым, а потому что у него имеются физиологические проблемы, справиться с которыми он не в состоянии. Затем мы разрабатываем индивидуальную программу для малыша, важным пунктом в которой является режим: в одно и то же время просыпаться, обедать, гулять, играть и ложиться спать (продолжительность сна не менее 10 часов). Так как эти дети очень активные в движениях, то и утомляемость у них намного выше, поэтому, лучше не допускать перевозбуждения, ограничить пребывание в местах скопления большого количества людей, избегать шумных криков, компаний.
Следующий обязательный пункт: ребенок должен быть последователен в своих действиях. Родители не должны перегружать своего «гиперактивика» целым списком заданий: к примеру, иди в детскую, собери игрушки, выключи телевизор, помой руки и садись за стол. Лучше дать те же указания, но в отдельности и только после того, как он закончит предыдущее.
В общении с таким ребенком очень важно подчеркивать его успехи, хвалить в каждом случае, когда он это заслужил и, конечно же, поддерживать.
И еще хочу сказать родителям, что диагноз синдром дефицита внимания с гиперактивностью ставится врачами только после определенной диагностики, а никак не на основе излишней двигательной активности малыша. Коррекционная работа проводится взаимосвязано с различными специалистами. Своевременные консультации невропатолога, педагога, психолога, курсы массажа, ЛФК, помогут вам скоординировать синдром гиперактивности малыша.
Желаю вам обрести гармонию в общении со своим ребенком!
Асель Касымканова