Статьи
Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/vhosts/nichost.kz/alanda-hirurgia.kz/_system/lib/smarty/Smarty_Compiler.class.php on line 256
Warning: strftime(): It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone 'UTC' for now, but please set date.timezone to select your timezone. in /var/www/vhosts/nichost.kz/alanda-hirurgia.kz/_system/lib/smarty/Smarty_Compiler.class.php on line 357
Алфавит выучен, портфель куплен… Родители в священном трепете: теперь их чадо – Первоклассник. Только вот их малыш совсем не рад…
Не спешите бежать к психологу! Никто так не поможет ребенку адаптироваться к школе, как сами родители. В этом убеждена Оксана Гулак – детский психоаналитик, ассоциированный член Европейской федерации психоаналитической психотерапии, член Профессиональной Психотерапевтической Лиги.
- Оксана Валерьевна, как понять, готов ли ребенок к школе?
- Мы часто судим о подготовленности к школе по умению читать или писать. Но это вовсе не значит, что малыш действительно готов пойти в первый класс. Намного важнее развитие мыслительных способностей, выражающихся в умении обобщать, выделять частное из целого. Важно, чтобы ребенок мог оперировать информацией: это поможет ему в дальнейшем начать писать и складывать. В психологии это называется зоной ближайшего развития ребенка. Она определяется тем, что маленький человечек сначала способен только с помощью взрослого понять и усвоить информацию, а затем и самостоятельно.
Иногда дети, которые уже практически прошли программу первого класса на подготовительных курсах, скучают на школьных уроках. И это большая ошибка родителей. Важно сохранить интерес к учебе.
И самый важный аспект – это психологическая подготовка. Иногда дети, которые уже достаточно хорошо читают или пишут, обладают достаточно развитыми мыслительными навыками, теряются в школе, не могут применить уже имеющиеся знания либо вовсе их утрачивают.
Причина – в стрессе, с которым всегда сопряжен первый поход в школу. Причем стресс испытывает как ребенок, так и родители. И связан он с так называемым процессом отделения –не столько физическим, сколько психологическим.
Если у первоклассника есть детсадовский опыт благополучного отделения, ему будет проще пойти в школу. Но одно не вытекает строго из другого.
- Как помочь первокласснику справиться со стрессом?
- Нужно заранее говорить о том, что вы пойдете в школу. Ребенку важно представлять, что это за здание, а лучше всего видеть его в реальности: показать дорогу, по которой первоклассник пойдет в школу, саму школу, коридор, класс, в котором он будет находиться большую часть учебного времени. Так у школьника сформируется некое представление о том, что его ждет. И оно поможет ему справиться со стрессом первых дней.
Многие дети идут в школу с неверными ожиданиями. Одни представляют школу как процесс развлечения: думают, что все будет замечательно: учительница будет ставить пятерки, у них появится много друзей, можно будет отдохнуть от детского сада и не спать днем. У других совершенно противоположные представления о школе, как о наказании: им будут ставить двойки, с ними будут драться. Важно избавить ребенка как от тех, так и от других фантазий, выделив то, что мотивирует его к школе. Это не место для отдыха и празднования, а новая ступень развития, на которую ребенок перешел потому, что вырос, стал взрослым. Школа – это теперь его работа.
- Что делать, если ребенок наотрез отказывается идти в школу?
- Детям, которые не ходили в детские сады или по какой-то другой причине очень чувствительны к любому отделению от родителей, важно дать в школу какую-то знакомую им вещь, которая будет напоминать о доме и, как ниточка, связывать с родителями. Хотя это мелочь, для психики ребенка она очень важна.
Часто переживания первоклашки настолько сильные, что проявляются различными соматическими симптомами: болит голова, живот… В этом случае с ребенком нужно мягко поговорить, спросив его напрямую: «Может быть, у тебя животик разболелся, потому что нужно идти в школу? Может быть, ты боишься?». Важно вместе с ним придумать способы решения ситуации, например, обговорить, как вы встретитесь после уроков: «Давай мы с папой будем тебя ждать вот здесь, возле этой колонны!».
Вы можете найти другие способы, уловки, с помощью которых можно мотивировать вчерашнего дошколенка пойти на уроки.
Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за то, что он не хочет идти в школу.
- Может быть, есть смысл подождать, пока ребенок дорастет?
- Чаще всего бывает наоборот: детей стремятся отдать в школу в шесть или даже в пять лет. Мы так спешим, чтобы наши дети повзрослели… Учим их читать и писать с малых лет, как будто раннее чтение – это залог того, что потом ребенок будет любить книги! Когда малыша торопят в школу, он не успевает наиграться, быстро исчерпывает свои силы и, как правило, скатывается на тройки.
В семь лет детей отдают в школу не зря. Маркером подготовленности к школе является возможность соблюдать рамки и границы. К семилетнему возрасту при нормальном психическом развитии в психике ребенка появляется некая третья структура: в психоанализе это суперэго, суперЯ – то, что стоит над Я – или просто совесть. Эта структура внутри нас позволяет нам следовать правилам, соблюдать рамки: например, мы знаем, что не можем взять нож и начать махать им. В школе это помогает высиживать сорок пять минут на уроке, помогает понять, что сейчас во время урока непозволительно вскочить и начать прыгать или бегать. Какова бы ни была эта структура, детям всегда тяжело отсидеть урок, особенно тем, у кого отмечается синдром гиперактивности и дефицита внимания. В любом случае требуется время, чтобы привыкнуть к школе. Именно поэтому в первом классе необходимо сочетать учебный процесс с игровыми элементами: с одной стороны, есть возможность побегать и сделать то, что велит фантазия, с другой – нужно следовать ограничениям. Но это уже вопрос обучения.
- Можно ли помочь ребенку легче адаптироваться к учебному процессу?
- В первую очередь, адаптироваться помогают правила в семье: когда ребенок знает, что это он может делать, а это – нет. Границы критически важны для ребенка. В здоровых семьях роль ограничителя, как правило, выполняет папа, особенно для мальчиков. Он обычно строже, чем мама, которая всегда хочет оградить детей от слез. Папа же может ударить кулаком по столу и сказать, что мы будем делать так, потому что это правильно. И это то, что помогает детям сдерживать себя, не выйти за пределы допустимого. Я говорю о разумных границах, не имея в виду кнут и пряник.
- Нужно ли посетить психолога перед школой?
- Обычно при приеме в школу с ребенком и родителями беседует психолог. Он оценивает общие способности будущего первоклассника и его готовность к школе. С моей точки зрения, если родители беспокоятся о чем-то и хотят получить опровержение или подтверждение чего-то, побывать на приеме у специалиста стоит. Если такого нет, я не вижу причин для этого. Причем, заметьте, мы говорим больше о беспокойстве родителей, чем детей. Но и в этом есть разумное зерно: тревоги и переживания родителей передаются и ребенку. Если мама и папа видят в нем маленького малыша, то и первоклассник будет чувствовать себя таким.
Никита Мантусов