Как воды в рот набрал
Малышу полтора-два года, а он еще не говорит? Что ж, вполне вероятно, это наследственная особенность, и маме не о чем беспокоиться. Но и посетить опытного логопеда не помешает, ведь, помимо задержки речевого развития, молчание ребенка может говорить и о более тяжелой патологии – алалии. Подробнее – в интервью с учителем-логопедом Городской детской поликлиники № 8 города Алматы, Гульнар Акылбаевой.
- Гульнар Игеновна, что такое алалия?
- В переводе с греческого «лалия» – это речь, «а» – отрицательная частица. Алалия – это полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе.
Безусловно, это одно из самых серьезных речевых нарушений и обусловлено оно недоразвитием или поражением речевых зон в левом полушарии головного мозга, наступившим во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. К патологическому протеканию беременности относятся токсикоз, угроза прерывания беременности, инфекционные болезни, особенно, корь, краснуха, грипп с осложнениями. А также возникновению алалии могут способствовать перенесенные родителями венерические болезни, туберкулез, ВИЧ-инфекция. Особенно актуальным считается фактор неблагоприятного экологического воздействия.
Неправильное родовспоможение, родовые травмы, асфиксия плода, несовместимость по группе крови, резус-конфликт – это все также является причинами алалии.
Если малыш получал антибиотики и не слышит, то в первую очередь необходимо проверить слуховой анализатор. Ототоксичен гентамицин в больших дозах.
- Как патология проявляется?
- В норме ребенок должен плавно переходить от одного этапа речевого развития к другому. В три-четыре месяца малыш гулит, к полугодовалому возрасту лепечет, к годику говорит около десяти простых слов. Словарный запас ребенка обогащается с каждым днем, и к полутора-двум годам он овладевает фразовой речью.
В доречевом периоде отличие малышей с алалией от других деток не так заметно, потому что все дети в этом возрасте практически не говорят. После года наблюдается значительное различие в становлении речи.
Алалия бывает двух видов – сенсорная и моторная. Моторная форма характеризуется недоразвитием экспрессивной речи, то есть сложностями в овладении грамматикой и словарем: ребенок слышит и понимает слова и звуки, но не может воспроизвести их. При моторной алалии затруднены речевые движения и их координация, отсюда и задержка речи. Речевой стимул у них снижен, слов нет. Общаются с окружающими с помощью жестов, иногда сопровождая голосовыми реакциями. Один и тот же звуковой комплекс может употребляться как для обозначения самого предмета, так и действия с ним.
Словарный запас формируется очень медленно, искаженно. Не понимают грамматических изменений слова, например, единственное и множественное число, мужской и женский род.
При сенсорной алалии происходит недоразвитие импрессивной речи, то есть нарушение ее понимания: ребенок слышит звуки, но ввиду поражения слухоречевого анализатора не понимает их. Это относится как к речевым, так и к неречевым звукам: например, к шуму машин. Ребенок слышит, но не понимает обращенную к нему речь. Для них недоступно извлечение из неречевых шумов полезных для речи признаков. Фонематическое восприятие развивается медленно и долго остается несформированным. Их раздражают громкие разговоры, крик, громкая музыка. Речь носит фрагментарный характер.
Безусловно, сенсорная алалия – более тяжелая форма заболевания, однако в чистом виде встречается она крайне редко. Как правило, смешанные формы алалии свидетельствуют о функциональной неразрывности речедвигательного и речеслухового анализаторов.
- И все-таки, нередки случаи, когда ребенок старше года не разговаривает. И маму это не беспокоит, так как все члены семьи начали говорить поздно. Норма это или патология?
- В развитии речи ребенка наследственность играет не последнюю роль. В целом, задержка речевого развития может быть как первичным нарушением, так и вторичным. Если к двум годам ребенок имеет скудный словарный запас, недостаточна активная речь, то необходимо обратиться к логопеду или дефектологу с целью выявить причину нарушения и получить необходимую консультацию.
В каждом конкретном случае необходима дифференциальная диагностика. Прежде всего, важно не путать алалию с общим недоразвитием речи: при алалии превалируют органические нарушения, при задержке речевого развития часто проблема в педагогической запущенности, билингвизме и других причинах, и она обратима, возможна темповая задержка.
При моторной алалии нарушена структурно-функциональная сторона речи, а при задержке наблюдается ее скачкообразность: ребенок какой-то отрезок времени говорит, затем молчит, и это повторяется. При моторной алалии малыш самостоятельно не может овладеть лексико-грамматическими обобщениями, а при задержке – может. С алалией у него нет понимания грамматических изменений слов. И, наконец, у алаликов нарушена программа высказывания, а у детей с задержкой речи грубых нарушений структуры слов нет.
- Каков прогноз?
- Степень тяжести алалии может быть разной. От сравнительно легкого нарушения, при котором речь с трех-четырех лет может развиваться самостоятельно (пусть даже медленно и искаженно), до тяжелых форм, когда ребенок не пользуется речью и в более поздние сроки. Но при систематической специальной помощи он овладевает неполноценной и бедной речью. Но часто их речь остается недостаточно развитой. В процессе обучения в школе у них могут быть затруднения формирования письменной речи.
Поскольку алалия считается одним из сложных речевых нарушений, такие дети направляются в специальные детсады для детей с тяжелыми нарушениями речи. К сожалению, таких специализированных детских садов очень мало: например, на такой большой город, как Алматы, приходится всего четыре сада.
Ввиду того, что при алалии страдают все структурные компоненты речи, как правило, такие дети для дальнейшего обучения направляются в спец. школы-интернаты для детей с тяжелыми нарушениями речи, где с ними продолжают проводить коррекционную работу логопеды.
- Гульнар Игеновна, что бы вы посоветовали молодым мамам для профилактики речевых нарушений у их малышей?
- Берегите себя и своих деток – от травм, инфекций, неблагоприятного влияния экологии. Говорите с малышами – часто и много.
Глубокое заблуждение считать, что раз маленький ребенок еще не говорит, значит, с ним не нужно беседовать.
Читайте своим деткам сказки, пойте им песенки. И, что очень важно, развивайте тонкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики, развивающих игрушек, пособий. Помните: чем лучше развита тонкая моторика пальцев, тем лучше речевое и умственное развитие ребенка. Не зря мы, логопеды, говорим: речь ребенка – на кончиках пальцев.
Никита Мантусов