ул. Пичугина, 243
Схема проезда
(7212) 47-98-89, 47-98-90
Регистратура

Лапароскопия: хирург работает в 3D

08 декабря 2014 (13:22)

В Астане в течение недели французские хирурги делились опытом с казахстанскими коллегами  

Специально на «Дни французской хирургии» были приглашены профессионалы своей отрасли: Марк Коджиа, профессор сосудистой хирургии на факультете медицины Paris–lle de France Ouest, Реваз Бочоришвили, практикующий врач отделения гинекологии и акушерства Policlinique de Hotel-Dieu, Оливье Траксер, профессор урологии UniversitePerre et Marie Curie Paris-6, а также гость из России Алексей Мартов, заведующий отделением эндоурологии ГКУБ №47 департамента здравоохранения г.Москвы.

С профессорами из Франции и России совместно проводили операции и специалисты Больницы Медицинского центра Управления делами Президента РК: Серик Токпанов, д.м.н. профессор, главный хирург больницы, заслуженный деятель РК, Берик Кайкенов, врач-ангиохирург, Даир Сейсембеков, к.м.н., врач-гинеколог, Сауле Мукашева, врач-гинеколог и Павел Шолох, врач-уролог хирургического отделения к.м.н..

Недельная работа данного мастер-класса была построена следующим образом: каждый профессор в течение двух дней читал лекции слушателям в конференц-зале АО «Медицинский университет Астана», а затем  проводил «живые операции» на базе «Больницы Медицинского центра Управления делами Президента РК».

Первые два дня были посвящены сосудистой хирургии. За операционным столом сплоченной командой работали Марк Коджиа, Серик Токпанов и Берик Кайкенов. «Мы не случайно пригласили к нам коллег из Франции, - делился своими впечатлениями после операции Серик Токпанов, д.м.н., главный хирург Больницы Медицинского центра Управления делами Президента. - Ведь именно французы являются основоположниками видеоэндоскопической хирургии. За два дня мы с профессором М. Коджиа провели две операции: лапароскопическую резекцию аневризмы и протезирование брюшной аорты и аорто-бифеморальное шунтирование при синдроме Лериша. На мой взгляд, это уникальнейшие в своем роде операции, и наша команда продемонстрировала свой профессионализм. Вся сложность и проблема таких операций заключается в том, что сосудистые хирурги, или их называют ангиохирургами, не владеют лапароскопической технологией, а общие хирурги не владеют технологией сосудистых операций. Хирургов, в совершенстве владеющих этими двумя технологиями, очень и очень мало. Уезжая, Марк Коджиа выразил свой восторг, он отметил, что нигде ему не было так легко оперировать, как у нас. В этом процессе врачи с полуслова понимали друг друга.

-      В чем заключалась уникальность и новизна этой технологии?

-      В Казахстане до сих пор оперируют при таких патологиях открытым способом, то есть хирург делает разрез от мечевидного отростка до лобка. Это очень травматичный доступ. А во время эндоскопических операций мы не делаем разрезы, проводим лишь прокол брюшной стенки, поэтому и реабилитационный период у пациентов проходит очень быстро. После эндоскопических операций назначаются лишь анальгетики, не наркотики, как принято в традиционной хирургии. Поэтому и больные более адекватны, вечером того же дня они имеют возможность встать и ходить, выпить воды, на следующий день – поесть. В среднем продолжительность операций составила около двух часов времени.

Наша работа транслировалась в прямом эфире в конференц-зале           медицинского университета, и мы имели возможность общения с коллегами, отвечать на ряд их вопросов.

-      Насколько востребованы такие эндоскопические вмешательства в нашей стране?

-      Таких больных очень много. И надеюсь, что уже в скором времени такие высокотехнологичные операции будут доступны во многих регионах страны. С Марком Коджиа мы общаемся уже много лет, он уже не раз бывал у нас, я ездил в его клинику в Париж. Такая хорошая связь сложилась между нашими государствами.

Следующие два дня были посвящены гинекологии. За операционным столом работали  Реваз Бочоришвили, Даир Сейсембеков и Сауле Мукашева. С Ревазом Георгиевичем мы встретились сразу после операции.

-      Как прошли операции?

-      Очень хорошо. В первый день мы лечили пролапс нижних гениталий эндоскопическим методом. Эта патология давно известна во всем мире – опущение органов таза, недержание мочи. Для лечения ее применяются открытые, вагинальные методы. Но лапароскопия в этом случае показывает всем свои преимущества, особенно с использованием протезов. При лапароскопии мы проводим протезы через брюшную полость. Такие протезы лучше приживаются, и в дальнейшем мы не замечаем каких-либо осложнений.

Лечение пролапса – одно из существенных достижений лапароскопии. Этот подход не очень развит в вашей стране, поэтому мы посчитали очень важным поделиться этой методикой с казахстанскими хирургами.

Вторая операция была по поводу миомектомии – это консервативная миомэктомия лапароскопическим методом проведено молодой женщине, которая хочет сохранить матку и в дальнейшем планирует беременность. И нам удалось очень успешно провести такую операцию.

-      Через какое время пациентка может забеременеть?

-      Это зависит от количества и размеров миоматозных узлов. В среднем, по нашим наблюдениям, через шесть месяцев ткань полностью заживает, и пациентка может спокойно беременеть.

Во время своих операций мы презентовали слушателям трехмерное изображение, это новая технология, которая позволяет увидеть в 3D. Не секрет, что для большинства хирургов самой большой проблемой в видеоэндоскопии является проблема ориентации. Как раз такая трехмерная камера эту сложность убирает. Хирург надевает специальные очки и начинает прекрасно ориентироваться.

Трехмерное изображение – это последнее слово в современной лапароскопии, которое появилось в этом году. Это очень большой технологический шаг вперед, который облегчает работу хирургу.

- Были ли осложнения во время операции?

- Нет! Никаких осложнений не было, все прошло очень хорошо. Команда была хорошо подготовлена: ассистенты, анестезиологи, плюс вся необходимая аппаратура. Осложнения после эндоскопических операциях встречаются крайне редко, а в отдаленном периоде – так вообще исключены.

- Реваз Георгиевич, насколько вам легко было сработаться в команде с нашими врачами, ведь мы знаем, что слаженность нарабатывается годами?

- Было очень легко. Кстати, мой первый приезд в 2007 году был именно в эту больницу. Здесь хорошо налажена работа, а в лапароскопии этот факт очень важен.

- Как вы оцениваете уровень лапароскопических вмешательств в нашей стране?

- Мне кажется, что уровень поднимается буквально на глазах. Здесь уже проводятся операции по поводу эндометриоза, сложной миомектомии, онкологии и т.д. – это уже показатель того, что местные врачи готовы в полном объеме выполнять такие высокотехнологичные операции.

- Какие технологии, по-вашему, являются ноу-хау в современной хирургии?

- В сфере лапароскопии сейчас бурно развивается однопортовый доступ, то есть использование тракара через пупок. И уже через один тракар вводится и оптика, и зажимы, и другие инструменты. Также широкую популярность обретает робототехника. Но на данный момент во Франции 80% операции в гинекологии делаются лапароскопическим путем, пока что это лучшее для пациентов, с точки зрения реабилитации и эстетики.

Асель Касымканова

Еще cтатьи

08 октября 2015 (09:19)
08 октября 2015 (09:17)
08 октября 2015 (09:17)
08 октября 2015 (09:16)
08 октября 2015 (09:15)