Печать МИКРОхирургия обеспечит МАКРОразвитие - ALANDA Хирургия

Статьи

09 декабря 2014 (13:57)

Недавно в Алматы состоялся III-й конгресс хирургов Казахстана, на котором среди прочих был поднят вопрос о современном состоянии микрохирургии в стране и о необходимости ее развития. Озвученная нами информация о работе микрохирургов Карагандинской областной клинической больницы была воспринята коллегами из разных регионов страны с немалым интересом.

Микрохирургия в Караганде пережила пик развития, пришедшийся на 1980-е годы, и неразрывно связанный как с областной клинической больницей, так и с кафедрой хирургии медицинского института, возглавляемой Сергеем Викторовичем Лохвицким. Он приехал в Караганду из Москвы и приложил много усилий для подготовки специалистов и открытия мощного специализированного микрохирургического отделения на 40 коек на базе областной клинической больницы. В штате отделения работало 6 микрохирургов, которые много оперировали, а так же вели экспериментальную работу, постоянно совершенствую свои навыки.

Отделение оказывало помощь по очень многим направлениям. Например, при лимфатическом отеке нижних конечностей (слоновость), которым в СССР занимались только в Москве и у нас. Лечиться сюда ехали со всей страны – от Дальнего Востока до Сочи.

Одной из важных задач отделения микрохирургии была реплантация конечностей. В принципе, оно и открывалось в большой мере именно для того, чтобы в нашем промышленном регионе оказывать помощь пострадавшим на производстве. Не реже одного раза в 10 дней проводилась реплантация рук, кистей, пальцев. Были отработаны алгоритмы оповещения при каждом несчастном случае, были разработаны рекомендательные письма на предприятия, как работать с отчлененным сегментом, чтобы его законсервировать и сохранить.

Стоит отметить, что впервые оторванная рука была пришита именно в Караганде, в 1981 году. Это был непростой случай – «высокая» ампутация, на уровне плеча. Пациентом был мальчик 15 лет, житель Кустаная. Для спасения руки были предприняты экстраординарные меры. Вплоть до того, что мальчика доставили в Караганду самолетом, который должен был выполнять беспосадочный рейс Кустанай- Павлодар. Но ради оперативности самолет совершил посадку в Караганде, и все пассажиры восприняли это с большим пониманием.

Руку пришили, операция прошла нормально. Но отмечу, что полного восстановления функций конечности не случилось. Потому что вмешательство было сделано минимальное – только на сосудах. Сшили артерии и вены, чтобы обеспечить приток и отток крови. Нервы не восстановили – не было возможности. В итоге, рука приняла состояние так называемого «биологического протеза», что часто является единственным выходом при отрывных травмах.

Для нас, хирургов, хорошо работать с теми случаями, когда конечность была потеряна при рубленных ранах, гильотинных, при повреждении циркулярной пилой. Тогда мы получаем возможность обнаружить рассеченные сосуды, сухожилия и нервы – и сшить их.

А при отрывных ампутациях это невозможно. Линия разрыва мягких тканей может проходить в одном месте, а нервы и сосуды оказаться разорванными внутри, намного выше или ниже. Зачастую обнаружить концы разорванного нерва в этом случае нереально.

Многие хирурги в последнее время сомневаются в необходимости «биологических протезов». Говорят о том, что сейчас имеются все возможности для искусственного протезирования. Но все же, сами пациенты в большинстве случаев предпочитают «биологический протез».

С течением времени отделение микрохирургии ОКБ претерпело трансформации, и сейчас в больнице 15 микрохирургических коек и 2 микрохирурга. Врачи способны выполнять весь спектр помощи, в год в больнице выполняется около 100 микрохирургических вмешательств. Время от времени проводится и реплантация конечностей. При этом стоит отметить, что в Казахстане сейчас пришить оторванную руку могут всего в двух медицинских центрах. И Карагандинская областная клиническая больница – один из них.

Конечно, только реплантацией задачи не ограничиваются. Дело в том, что микрохирургия – это универсальная техника, которая позволяет врачу работать в любом разделе хирургии – от гинекологии до микрохирургии глаза. Эта техника позволяет осуществлять оперативные вмешательства с бережным отношением к тканям, с использованием операционного микроскопа и специальных нитей, не видимых человеческим глазом.

Одним из основных видов нашей деятельности в настоящее время является помощь по коррекции отдаленных последствий травм. То есть, если первую помощь при травме оказали не вполне квалифицированную, то мы позже можем исправить многие недочеты. Например, довольно распространены колото-резанные раны верхних конечностей с повреждением сухожилий, артерий, нервов. Последствия первоначальной неквалифицированной помощи встречаются разные – например, нервы могут быть сшиты с сухожилиями, с сосудами, вследствие чего теряется чувствительность, отсутствует способность двигать конечностями. Мы проводим реконструктивную операцию, чтобы сшить все правильно.

Другой большой раздел, которым мы занимаемся очень серьезно и который в социальном плане очень важен, – это периферические окклюзии (непроходимость) артериального русла, дистальные окклюзии. Эта частая проблема при сахарном диабете. Дело в том, что при этой болезни вначале закрываются мелкие сосуды. Начиная с пальцев ног, стопы – и вверх. И часто такие пациенты, не получив помощи микрохирурга, вынуждены соглашаться на ампутацию конечностей. Мы же конечность можем спасти (и часто спасаем), улучшая благодаря микрохирургической технике кровоснабжение тканей.

Есть много других направлений, в которых мы оказываем важную помощь. В целом отмечу, что к чему бы ни приложил руку микрохирург, результат будет совершенно особенным, благодаря малоинвазивным методам вмешательства. Например, варикоз. Если раньше больному делали обезображивающие разрезы, то сейчас вмешательство происходит через проколы, с помощью крючочков Мюллера. Пациенты на вторые сутки после операции встают и уходят домой. Таких операций мы делаем 300 в год.

Также выполняем различные виды кожных пластик – дефекты, рубцы, послеожоговые контрактуры. Сотрудничаем с онкологами, помогаем закрывать большие разрезы после удаления опухолей.

Но вернемся к реплантации. К сожалению, такие операции при всей своей востребованности требуют максимальных затрат. Но из-за недостатка ресурсов у больниц травмы зачастую остаются на втором плане. Пациентам, потерявшим руку, сшивают сосуды, формируют культю – и этим помощь ограничивается. И с сожалением мы видим, что люди остаются инвалидами. Причем, большинство – во вполне трудоспособном возрасте. Развитее микрохирургии во многих таких случаях может сохранить пациентам здоровье.

Наше общество активно развивается, растут потребности, в том числе, и в плане медицинской помощи. С уверенностью могу сказать, что микрохирургия способна обеспечить здравоохранению качественный скачок в развитии.

Франц Галицкий, врач-микрохирург высшей категории Карагандинской областной клинической больницы.

Еще cтатьи

08 октября 2015 (09:19)
08 октября 2015 (09:17)
08 октября 2015 (09:17)
08 октября 2015 (09:16)
08 октября 2015 (09:15)