Хирургия красоты все больше перерастает в область функциональной реконструкции человеческого тела. Одним из первых еще четыреста лет назад об этом заговорил итальянский хирург Гаспар Тальякоцци, признанный впоследствии основателем пластической хирургии.
По стечению обстоятельств в гостях «Доброго здоровья» также врач из Италии – профессор кафедры реконструктивной и пластической микрохирургии университетского госпиталя города Палермо Сальвадоре Д'арпе.
- В чем микрохирургия шагнула дальше хирургии пластической?
- Микрохирургия – значит, хирургия под микроскопом. Эта область медицины позволяет реконструировать структуры тела, с которыми невозможно работать другими способами. Микрохирурги реимплантирует, то есть пришивают, костные ткани, сшивают мышцы, выполняют пластику нервных тканей, накладывают сосудистые анастомозы – оперируют все анатомические образования. Микрохирургия позволяет восстановить функцию утраченной конечности на сто процентов. Ее большой потенциал сложно переоценить.
- А что для микрохирургов все еще находится за гранью доступного?
- Микрохирургия с момента своего основания постоянно совершенствуется. Но чем больше появляется возможностей, тем больше открывается и ограничений. Речь идет о возможностях оборудования – мощности микроскопа, ассортимента и качества микрохирургического инструментария. Но если в распоряжении врача находится вся необходимая аппаратура, он может, например, так наложить швы, что они будут представлять собой ультратонкие анатомические образования, не видные человеческому глазу.
- Какие проблемы существуют в микрохирургии на сегодняшний день?
- Как правило, правительства не уделяют должного внимания развитию этой области восстановительной медицины. Отчасти это связано с повсеместной нехваткой врачей, обладающих должным опытом и уровнем профессионализма.
Очевидно, в разных странах еще только предстоит оценить его роль микрохирурга не только в улучшении качества жизни конкретного пациента, но и экономического статуса всего государства. Большинство пациентов, страдающих от последствий травм, генетических нарушений или врожденных патологий, не могут себя элементарно обслуживать, являются частично или полностью недееспособными, не реабилитированы в социальном отношении. Микрохирургия же позволяет решить эти проблемы, значительно снижая уровень инвалидизации населения. К счастью, не так давно министерство здравоохранения Италии начало принимать активное участие в деятельности отделения микрохирургии нашей университетской клиники. Несмотря на то, что микрохирургические операции дорогостоящие и подразумевают очень дорогое оборудование и хрупкие инструменты, гораздо проще профинансировать какой-то пролеченный случай, чтобы в перспективе снять пациента с инвалидности, чем не проводить радикального лечения и держать его на инвалидном пособии.
- У вас уже есть опыт проведения совместных операций с казахстанскими коллегами из Национального Научного центра хирургии имени Сызганова. Каков ваш прогноз развития микрохирургии в Казахстане?
- У вас те же проблемы, что и в Италии. Во-первых, не каждый специалист хочет выполнять объемные операции высокого уровня сложности, не каждый к этому готов. Во-вторых, пока еще чувствуется недостаток финансирования. Однако в целом уровень довольно хорош. Мы прооперировали молодую женщину, получившую термический ожог правой половины лица и шеи. Глубокие рубцы не позволяли ей закрывать глаз, тянули нижнее веко. Молодая красивая женщина можно сказать существовала наполовину, страдало не только ее тело, но и психологическое состояние, личная жизнь. Вместе с казахстанскими коллегами мы успешно провели иссечение рубцов перерожденной ткани – удалили рубцы, совместив ткани лица и шеи с лоскутами с другой части тела пациентки. Функциональность органов была полностью восстановлена, и вскоре термический ожог не оставит на лице девушки практически никаких следов.
Еще один важный аспект успешности микрохирургических вмешательств – психологическая подготовленность пациента. Естественно, эти операции не одномоментны и требуют постоянного последующего мониторинга состояния пациента и происходящих улучшений. Четкое исполнение врачебных рекомендаций, целенаправленная буквально ежедневная работа – это необходимое условие для стопроцентного результата.
Никита Мантусов