ул. Пичугина, 243
Схема проезда
(7212) 47-98-89, 47-98-90
Регистратура

Мой малыш растет не по годам

11 декабря 2014 (12:16)

Мы продолжаем беседу с заведующей консультативно-диагностическим отделением детской консультации Павлодарской поликлиники №1 Еленой Лозовых о том, по каким параметрам происходит развитие детей от рождения и до школьного возраста. В прошлом выпуске журнала Елена рассказала о таких направлениях, как эмоции, коммуникация, игра, интеллект. Напомним, что за основу наша собеседница взяла разработки доктора медицинских наук, профессора, автора более 300 научных трудов по различным проблемам детской и общей неврологии, бывшего главного детского невропатолога Минздрава России Игоря Скворцова.

Все оценочные критерии довольно относительны - на них можно ориентироваться, но не стоит примерять своего ребенка к этим цифрам буквально, ведь каждый человек индивидуален.

Понимание речи (импрессивная речь)

Уже к первому месяцу жизни малыш проявляет реакцию сосредоточения на голос взрослого, в этот момент он притормаживает двигательные реакции, а в три месяца даже фиксирует взгляд на голос взрослого с проявлением эмоциональных реакций. Буквально через месяц малыш и вовсе больше реагирует на голос, чем на простой звук, отличает ласковые и строгие интонации. В пять месяцев он начинает отвечать - в ответ на обращенную к ребенку речь возникает ответная голосовая активность, а в полгода детки реагируют на свое имя.

К семи месяцам ребенок вполне успешно может понимать речевые команды с жестовым подкреплением, через пару недель - выделять по слову части лица у куклы и у взрослого, постепенно зрительно дифференцирует названные знакомые предметы. Малыш 8,5 месяца уже и без жеста понимает речевые команды, к девяти месяцам жизни по просьбе близких находит знакомые предметы, расположенные даже в непривычном месте, показывает пальчиком части лица. К десяти с половиной месяцам вы уже можете просить малыша выполнять определенные действия с игрушками, а в 11 ребенок должен понимать слово «нельзя!».

В полтора года обычно дети уже знают все части тела, показывают все объекты в быту, много картинок.

Читать с ребенком нужно с самого раннего возраста, сначала простые книжки, потом чуть сложнее, а к 2,5 годам ребенок уже отлично понимает содержательную речь, несложные рассказы, и даже может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке.

Через год ваш ребенок может ответить речью, мимикой или жестом на вопросы о событиях, которые происходят в другое время или в другом месте, к четырем годам - ответить на отвлеченные вопросы, например «светит ли ночью солнце?».

Полное понимание абстрактных понятий, допустим, «дружба», «правда», «обман», «радость», «страх», формируется у ребенка к пяти годам.

Экспрессивная речь

Обычно первые голосовые реакции ребенка в ответ на разговор с ним проявляются оформлено в месяц, а уже к двум месяцам он нередко произносит спонтанно отдельные звуки, отраженно гулит. Через три-четыре недели проявляется интонационная выразительность голосовых реакций, а к четырем месяцам - активное гуление. Многие родители наверняка на всю жизнь запоминают особенное гуление пятимесячных малышей - активное, певучее, с цепочками звуков, характерных для каждого маленького человечка. Вскоре лепет проявляется короткими звуками - гласные идут в сочетании с губными согласными. С каждой неделей лепет становиться все активнее и разнообразнее, с вовлечением новых звуков.

К семи с половиной месяцам в речи ребенка появляются двойные звуковые сочетания типа «ба-ба», неплохо, если к девяти месяцам, подражая взрослому, он учит новые слоги.

Нередко уже к десяти месяцам дети называет людей и предметы слогами, а к году произносят около 5 слов - мама, дядя и так далее. К году и двум месяцам дети начинают соотносить слоги с определенным предметом, еще через пару месяцев выражают желания с помощью речи, у них в обиход водятся глаголы. К полутора годам ребенок нередко говорит уже до десяти слов.

Начало «телеграфной речи», то есть двухсловные предложения, характерно для возраста год и восемь месяцев. К двум годам дети могут составлять предложения из трех-четырех слов. В два с половиной года малыш задает вопросы со словами «кто?», «где?», «куда?», правда, в этом возрасте порядок слов не всегда правильный. В этом же возрасте дети легко повторяют фразы.

В три года речь становится более оформленной - используются множественное число, прошедшее время, отрицательные частицы «не», «ни». Спустя шесть месяцев в речь вводятся прилагательные и местоимения, вопросы «когда?», «что внутри?», «почему?», то есть малыш способен вести полноценный диалог с взрослыми, используя сложные предложения. Для четырехлетнего возраста характерны вежливее просьбы, будущее время, ребенок легко определяет пространство с помощью речи «на», «под», «за». С этого времени в речь активно вводятся стихотворения, поговорки. В пять лет ребенок должен уметь соединять простые предложений в сложные, использовать разделительные вопросы, он уже может описать свои чувства и использует абстрактные понятия «счастье», «любовь», «надежда», «ложь».

Конструирование

Это такое направление в развитии ребенка, которое очень и очень сильно зависит от того, насколько много времени и внимания уделяют родители своему чаду. Показать, научить, закрепить полученные знания - простые принципы. Ведь малыша нужно не только кормить и поить, с ним нужно играть, его развитием нужно заниматься постоянно.

Итак, конструированием ребенок начинает заниматься уже после того, как уверенно сидит: к восьми с половиной месяцам снимает и сбрасывает кольца со стержня пирамидки, к девяти месяцам пытается ставить кубик на кубик, к одиннадцати пытается нанизать колечки на стержень пирамидки.

Многие взрослые наверняка помнят, что к году их чадо использует рот или одну из рук для сохранения двух взятых игрушек и, освободив руку, захватывает третью игрушку. Ближе к двум годам малыши уже строят простые сооружения из кубиков, поезд, башенку, если им покажут, как это делать, заполняют доску Сегена (игрушка с прорезями и фигурками, которые нужно вставлять в подходящие отверстия) методом проб и ошибок. Постепенно конструкции усложняются, например, для трех лет характерно строительство мостов, пририсовывание недостающих конечностей к человечкам, а через полгода дети осваивают примитивные фигурки людей и могут их забавно рисовать, играя в игрушки, строят сложные сюжетные конструкции. В четыре года большинство детей легко складывает картинки из кубиков, изображает человечка с туловищем на своих рисунках. К пяти годам в рисовании проявляются сюжеты, а люди изображаются в одежде.

Самообслуживание

И вновь речь пойдет о воспитании - приучайте малыша к самообслуживанию! Уже в пять месяцев он может есть с ложки, а в полгода даже сам держит бутылочку, с которой сосет. К семи месяцам родители должны приучать малыша пить из чашки, которую держит взрослый. Через месяц ребенок уже будет помогать вам одевать его - он подает руку, ногу.

Самообслуживание в еде проявляется по мере введения разного прикорма: к девяти месяцам ребенок жует отломанные кусочки полутвердой пищи (хлеба, банана), к году самостоятельно ест, держа в руках и откусывая печенье. К году и двум месяцам нужно начинать учить ребенка с вашей помощью подносить ложку ко рту, а буквально через месяц самостоятельно пить из чашки, не проливая. Конечно, это получиться не с первого раза, но нужно привыкать. В этом же возрасте малыш уже снимает простые предметы одежды - варежки, шапку, чуть позже начинает мыть руки с небольшой помощью взрослых. Если уделять должно внимание этой сфере, то к полутора годам ребенок сам зачерпывает пищу ложкой, полностью ее прожевывает. К году и десяти месяцам малыш не только ест и пьет самостоятельно, но и вполне успешно справляется с расстегнутым пальто или курткой. Стоит не забывать и о горшке - не злоупотребляйте подгузниками, в итоге к двум годам ребенок должен днем проситься на горшок. К этому же возрасту он самостоятельно моет и вытирает руки, застегивает и расстегивает молнию с небольшой помощью. В два с половиной года многих малышей отдают в детские сады: к этому времени они аккуратно едят ложкой и вилкой самостоятельно, также сами без помощи надевают простые предметы одежды. В три года к этим навыкам можно прибавить расстегивание пуговиц, неаккуратное, но наполнение чашки водой, а уже к четырем годам дети могут полностью застегивать свою одежду на пуговицы, кнопки, молнию, одеваться без посторонней помощи, при этом отличать переднюю часть одежды от задней. Самое сложное для многих - шнурки на ботинках - большинство осваивают в пять-шесть лет.

Екатерина Бескорсая

Еще cтатьи

08 октября 2015 (09:19)
08 октября 2015 (09:17)
08 октября 2015 (09:17)
08 октября 2015 (09:16)
08 октября 2015 (09:15)