Как на свет маяка идут в эту клинику люди, которые мечтают снова увидеть мир, сияющий всеми красками. Едут со всей области и других городов сотни пациентов. Одни – чтобы избавиться от ненавистных очков, другие – вернуть падающее зрение.
Карагандинцам повезло: все это и многое другое им доступно без малого полтора десятка лет – с тех пор как на рынок медицинских услуг пришли специалисты Центра микрохирургии глаза во главе с его создателем - кандидатом медицинских наук, членом Европейского общества рефракционных и катарактальных хирургов Владимиром Ухеновичем Кимом. Почти 15 лет они возвращают людям возможность видеть мир.Это достойный срок для того, чтобы подвести некоторые итоги работы. Об этом в интервью с Владимиром Ухеновичем.
Большое дело всегда начинается с малого. С чего начиналась ваша республиканская сеть клиник микрохирургии глаза?
- С нескольких кабинетов в арендованном помещении, небольшого коллектива врачей и медсестер и самого минимального набора оборудования, - вспоминает Владимир Ухенович. - Клиника была зарегистрирована в Караганде в начале 2000 года, так что уже 15-й год, как мы начали работать. Первые операции мы провели уже летом того же года.
Всего несколько месяцев работы показали нашу высокую востребованность и конкурентоспособность. Первостепенной задачей клиники было освоение новых технологий. Когда мы приехали в Караганду, все оперировали катаракту по старой шовной методике, когда делался достаточно большой разрез, удалялся хрусталик, ставилась жесткая линза и зашивалась швами. Выздоровление занимало 3-4 месяца.
В 2004 году в Казахстан пришла новая технология - факоэмульсификация катаракты, лечение с помощью ультразвука. Переход от одних технологических возможностей к другим - процесс очень сложный, но мы прошли этот этап благополучно. На тот момент в Казахстане было всего 3-4 хирурга, владеющих новой технологией, мы учились у лучших хирургов. Я считаю, что это очень важно - учиться у нужного человека: ведь кто первый тебя научит, тот определит в дальнейшем методы твоей работы.
Начиная с того времени и заканчивая нынешним, мы занимаемся развитием и внедрением факоэмульсификации катаракты - меняем оборудование, приобретаем новые хрусталики, расходные материалы и все время совершенствуем этот процесс.
- Глубокое погружение в вопрос лечения катаракты – это только одно из направлений работы, вы активно занимаетесь и другими видами операций. Насколько известно, впервые термин «эксимерлазерная коррекция зрения» карагандинцы услышали в стенах вашей клиники?
- Да, мы были первыми хирургами, внедрившими операции по исправлению зрения с помощью лазерных технологий. Они оказались очень востребованными – многие хотели видеть мир четко и ярко и избавиться от очков или контактных линз. С медицинской точки зрения при правильном подходе это вмешательство очень безопасно и выполнимо любому человеку.
Я считаю, что оборудование, использующееся в эксимерлазерной коррекции, должно быть самым современным, и в этом вопросе мы себя не можем упрекнуть. Кроме того, у нас есть планы внедрить новые технологии этой операции, что связано с новым оборудованием - в эту простую процедуру «приходит» еще один лазер - фемтосекундный.
Несмотря на кажущуюся простоту операции, она требует огромного мастерства, поэтому нам нужен был человек, обладающий большим опытом в данной области. Им стал к.м.н., офтальмолог высшей категории с 25-летним стажем Игорь Александрович Ремесников, которого мы пригласили из Волгоградского филиала МНТК «Микрохирургии глаза» им. академика С.Н.Федорова. Он значительно продвинул нас в области эксимерлазерной коррекции и дал нам свое видение этого процесса.
Сейчас Игорь Ремесников возглавляет новую клинику сети «Микрохирургии глаза» - столичный Центр «Astana Vision» и приезжает на операции в Караганду.
- Последние два года вы занимаетесь внедрением очень сложных операций на заднем отрезке глаза, возвращаете зрение карагандинцам с серьезными заболеваниями.
- Да, это так. Витреоретинальная микрохирургия позволяет осуществлять хирургическое лечение патологий заднего отрезка глаза. Это направление развилось недавно, оно требует очень дорогостоящего оборудования и изменения самой идеологии работы клиники, потому что при таких операциях нужна длительная госпитализация больного, наркоз, больше обслуживающего персонала. Здесь совпало несколько факторов: во-первых, мы подыскивали для себя новое оборудование, во-вторых, вели переговоры с опытным врачом и, в-третьих, для нас, частной клиники, стал доступен государственный объем бесплатной медицинской помощи. В этом процессе выигрывают все: пациенты имеют возможность сделать высокоспециализированную операцию бесплатно и в родном городе – подобного рода вмешательства кроме нас проводят только в Казахском научно-исследовательском институте глазных болезней в г. Алматы.
Специально для этого направления хирургии мы подготовили двух специалистов, отправили их на обучение в Санкт-Петербург, но этого было недостаточно. Поэтому снова решили пригласить опытного хирурга из Волгограда – к.м.н., врача-офтальмолога высшей категории Сергея Анатольевича Ушакова. Обучая своих молодых специалистов и приглашая опытных хирургов, мы решаем проблему с кадрами и получаем двойной результат!
- Какие планы строите на ближайшие годы?
- Сейчас, приближаясь к 15-летнему рубежу работы, я перед своими сотрудниками ставлю новую задачу: мы должны перейти от количества к качеству. Нужно думать о том, как улучшить сервис в клиниках, поэтому мы занимаемся детализацией процесса: ищем слабые места и устраняем их. Я считаю, что это правильно.
Но и останавливаться на достигнутом не собираемся. В ближайшее время планируем внедрить в нашей клинике новый метод фемтофакоэмульсификации катаракты. Пока в Казахстане нет специализированного лазера, оперирующего катаракту, но мы намереваемся его приобрести. Также в планах - заняться детской офтальмологией. К сожалению, сейчас дети все больше страдают от проблем со зрением, потому что в нашу жизнь активно входят гаджеты. Они находятся всего лишь на расстоянии вытянутой руки, что очень вредно для глаз: чем ближе расположен экран, тем больше нагрузка. Поэтому будем расширять детское отделение и спектр услуг.
- В чем, по-вашему, залог успеха медицинской клиники?
- Я считаю, это личное мастерство хирургов и врачей плюс правильная организация работы. Нам, микрохирургам, нельзя ошибаться: малейшая оплошность - это вмешательство в судьбу человека! Пациент будет фактически здоров, сможет есть, пить и спать, но качество его жизни станет совершенно другим. Уровень ответственности перед пациентом невероятно огромен!
Репутацию врачам делает их профессионализм. А о профессионализме врачей лучше всего говорят их выздоровевшие пациенты. За 15 лет работы Центра микрохирургии глаза только в Караганде через его операционные прошли более ста тысяч больных – теряющие зрение, или просто желающие вернуть остроту восприятия. Сегодня благодарные пациенты рассказывают истории своего прозрения, а хирурги – о методиках, с помощью которых возвращают людям возможность видеть.
«Лучшего и желать нельзя» Галина Сергеева, 74 года, пенсионерка:
- В прошлом году я пошла в оптику, чтобы подобрать очки - там врач предположил, что у меня катаракта, и посоветовал обратиться к офтальмологу. Я сразу же решила пойти в Центр микрохирургии глаза - слышала о нем много хорошего, многие мои знакомые уже делали операции именно здесь.
Мне понравилось там все - персонал внимательный, обходительный, начиная от регистратуры и врачей и заканчивая младшим медицинским персоналом. На диагностике выявили катаракту, которую нужно было срочно оперировать - к тому времени я резко перестала видеть одним глазом. Операцию мне делал лично директор клиники Владимир Ухенович Ким. Зрение в ослепшем глазу восстановилось на 60% - это очень хороший результат! Если бы мое зрение осталось таким навсегда, лучшего и желать нельзя!
Комментирует Олжас Алпышев,
врач-офтальмолог, микрохирург:
- Пациентка обратилась к нам с ухудшением зрения правого глаза, она видела им только световую проекцию. Прогноз был совершенно непонятен – из-за полной катаракты не было возможности увидеть глазное дно, мы не могли гарантировать стопроцентный результат. Операция по устранению катаракты прошла хорошо. Сейчас пациентка находится под наблюдением, два раза в год проходит курсы поддерживающего лечения, зрение стабильно уже год, и мы рады такому результату.
Я поняла, что вижу!» Анастасия Шикуткина, 22 года:
- В Центр микрохирургии глаза я пришла с твердым намерением сделать эксимерлазерную коррекцию зрения. Операция длилась всего 10 минут, после чего меня отправили домой. Через четыре часа, отдохнув и открыв глаза, я поняла, что все вижу! Это было одно из самых моих сильных и радостных ощущений в жизни. Прошло три месяца - я прекрасно вижу, работаю за компьютером, не испытываю никакого дискомфорта и мне не требуется никаких дополнительных средств в виде очков или линз.
Комментирует Диана Карибаева,
врач высшей категории, к.м.н., офтальмохирург:
- Эксимерлазерная коррекция зрения – доступный абсолютно всем метод исправления близорукости разных степеней, астигматизма и гиперметропии (дальнозоркости) любой степени. Это сложные ситуации, когда человек вынужден носить очки или линзы в течение длительного времени. Методика ЛАЗИК, которую мы используем – это гибридная технология, представляющая собой комбинацию лазерного воздействия и микрохирургической техники. Она отработана давно и применяется во всем мире, в том числе и в нашей клинике. Единственное противопоказание к ней - тонкая роговица, но и тогда мы можем помочь пациенту с помощью другого вида коррекции - ФемтоЛАЗИКа. Преимущества данной операции - быстрота выполнения, эффективность, стабильность и предсказуемость результата. Единожды откорректированная близорукость больше не возвращается - зрение восстанавливается навсегда.
«Глаукома – не приговор» Фарид Шаганбудинов, 65 лет, пенсионер:
- Однажды я проходил медосмотр у окулиста и у меня обнаружили глаукому. До этого не чувствовал никакой боли и не замечал, что зрение падает – в итоге было потеряно время и глаз перестал видеть совсем. На очередном осмотре врач обнаружил глаукому и на втором глазу. Тогда я пришел в Центр микрохирургии глаза, о котором мне много рассказывали знакомые. Здесь меня обследовали, провели курс лечения, а в марте прошлого года глаукому прооперировали. Сейчас я нахожусь здесь на учете, каждые три месяца прохожу курс лечения. Зрение восстановилось до 80% и я вижу почти все. Хочу поблагодарить за это всех врачей и медсестер.
Комментирует Дина Копбаева, врач-офтальмолог высшей категории,
офтальмохирург, специалист по
лазерным методам лечения:
- Мы предложили этому пациенту новый вид операции, который начали внедрять в нашей клинике с прошлого года - имплантацию дренажа, который будет способствовать оттоку жидкости. После операции давление стабилизировалось, но появилась новая проблема - из-за множества вмешательств на глазу прогрессировала имеющаяся катаракта, и зрение ухудшилось. Через два месяца мы прооперировали катаракту, и зрение снова восстановилось. Чтобы избежать снижения или потери зрения нужно проводить терапию глазных сосудов и обязательно наблюдаться у своего врача.
«А ведь я могла ослепнуть…» Татьяна Седяева, студентка Медицинского университета:
- Проблемы со зрением начались из-за моего заболевания сахарным диабетом. Поэтому никто в местных больницах и поликлиниках не брался меня лечить, намекая на то, что я могу попрощаться со зрением и со временем ослепну. Год назад я почти перестала видеть, была в отчаянии, пока мне не посоветовали обратиться в Центр микрохирургии глаза. Мой лечащий врач сначала назначил консервативное лечение, а потом направил на операцию, которую сделал Сергей Анатольевич Ушаков. Операцию сделали бесплатно благодаря тому, что клиника работает по государственному заказу. После нее я начала видеть, и это было просто чудо. Я могу учиться дальше и мечтаю стать эндокринологом, чтобы победить свою болезнь.
Комментирует Сергей Ушаков, к.м.н, врач-офтальмолог высшей категории, офтальмохирург, специалист по витреальной патологии:
- Татьяна почти ничего не видела, ей была проведена операция по поводу внутриглазного кровоизлияния, вызванного сахарным диабетом - витрэктомия. Это очень сложное вмешательство на заднем отрезке глаза, которое проводится только в Алматинском НИИ глазных болезней и у нас в клинике. Во время операции удаляется стекловидное тело вместе с кровью, после чего вводится физраствор, который в течение жизни меняется на внутриглазную жидкость. Сейчас Татьяна видит прооперированным глазом 70%, и мы надеемся, что этот эффект сохранится.
«Врачи вернули меня в профессию» Надежда Медовкина, 61 год, преподаватель истории:
- В прошлом году я вдруг обнаружила, что у меня резко перестал видеть левый глаз. Пришла в Центр микрохирургии глаза, потому что много слышала о профессионализме здешних хирургов. Обследование выявило у меня отслоение и разрыв сетчатки глаза. Врач сказала, что мне необходима срочная операция и что ее будут делать мне абсолютно бесплатно, потому что клиника работает по государственному заказу, и я попадаю под квоту. Улучшение я почувствовала сразу после операции - начала видеть свет, силуэты, со временем зрение восстановилось. Сейчас я вышла на работу, готовлю учеников к экзаменам. Хирурги Центра вернули меня к полноценной жизни, я могу еще чувствовать себя нужной и приносить пользу людям!
Комментирует Татьяна Костюнина,
врач-офтальмолог высшей категории, офтальмохирург, специалист по
лазерным методам лечения, Член Европейского общества ретинологов:
- Когда пациентка пришла к нам, ее зрение составляло 0,01 - она видела пальцы только на расстоянии полуметра. На сетчатке левого глаза был выявлен разрыв, который привел к ее отслоению. Мы провели оперативное лечение, восстановливающее структуру отслоенной сетчатки. А также сделали пломбирование разрыва – прикрепили силиконовую пломбу к склере и заблокировали его. Как правило, после отслойки сетчатки 100%-ное зрение не возвращается, наша пациентка видит на 30% и это в данном случае очень хорошо.
Светлана Орлова