Все чаще на родительских собраниях учителя советуют: тренируйте внимание детей! О том, как это делать, рассказывает педагог высшей категории, учитель начальных классов из Павлодара Ольга Куликова.
- Казалось бы, внимание - такое размытое понятие, но это с точки зрения обывателя, а ведь у него и есть научное основание, - рассказывает Ольга Михайловна. - И недостаток внимания можно компенсировать, правда, придется приложить к этому немало усилий. И все-таки повторюсь: внимание, особенно школьников, нужно тренировать! Не ждите, что эффекта вы достигнете за пару дней, а вот пара месяцев занятий дадут заметный результат.
Нужно понимать, что вы не вправе требовать от своего малыша чего-то сверх его возможностей. Родители ждут, что у них растет гений, а на деле получается, что смышленый малыш, попадая в учебный процесс, приносит домой тройки. Это очень важно: к школьной нагрузке можно и нужно готовить, в то же время после первого сентября важно распределить эту нагрузку так, чтобы не было надрыва, иначе и без того слабое внимание ребенка просто надорвется.
Частая ошибка: учебу преподносят ребенку как наказание - вот получил ты тройку, на тебе дополнительные уроки!
На что родителям обращать внимание в первую очередь?
- Во-первых, на способности ребенка. Они в свою очередь сильно зависят от возраста, в частности концентрированность и продолжительность активного внимания. Чем младше ребенок, тем оно слабее.
Есть даже средние показатели активного внимания:
7-8 лет – 15 мин.; 9-10 лет – 20 мин.; 11-12 лет - 25 мин.; 13-14 лет – 30 мин.;
15-16 лет – 40 мин.; у взрослых – 55-60 мин.
Есть еще одно важное правило при выработке внимания - последовательность от простых упражнений к сложным даст наибольший эффект
При умственной работе, продолжающейся больше времени активного внимания, у школьников сначала появляется двигательное беспокойство, снижается точность умственной работы, а затем уменьшается возбудимость в творческом отделе больших полушарий, то есть они уже не могут выполнять задание - снижается скорость умственной работы.
Именно поэтому учителя в течение урока должны менять виды умственной работы, чтобы их продолжительность не превышала времени активного внимания у школьника определенного возраста. Советую делать это и родителям: пусть при выполнении домашней работы чередуют устные уроки с письменными.
Как же проверить концентрированность внимания?
- Чем концентрированнее активное внимание, тем быстрее и точнее выполняется умственная работа. О концентрации активного внимания можно судить по времени, затраченному на отыскание чисел в таблице. Дайте ребенку таблицу, в которой числа от 1 до 25 расставлены произвольном порядке, и он должен показать вам их последовательно. Если школьник младших классов выполняет эту работу за 30-45 сек., то концентрация ктивного внимания считается хорошей, за 45-60 сек. – удовлетворительной, если ему понадобилось больше минуты - неудовлетворительной.
Но ведь дети еще и легко отвлекаются?
- Действительно, важно также ориентироваться на распределение сосредоточенности ребенка, то есть нужно понимать, легко ли его «сбить»: попросить его посчитать до 100 или почитать вслух с создаваемой помехой, например, при включенной музыке или телевизоре.
Тогда вы тоже будете знать возможности своего чада и в зависимости от этого подбирать упражнения для тренировки внимания: кстати, свет и чтение при постороннем звуке - это тоже отличный метод тренинга. Можете усложнять задачу: просить запомнить и то, что прочел, и то, что услышал, правда, здесь важно давать короткие, простые тексты и включать не мультфильмы, но и не сложные взрослые ТВ-программы.
Какое еще направление желательно не упустить?
- Очень важна работа обеими руками, при этом действия их должны быть разные. Так что проверьте - как ваш ребенок умеет пользоваться правой и левой рукой, старайтесь давать задания: правой рукой пиши цифры, а левой перелистывай лежащую рядом книгу. Такие упражнения не должны быть долгими. Постарайтесь все делать вместе с вашим ребенком.
Вместе с ним время от времени меняйте свои привычки: причесывайтесь не правой рукой, а левой (или наоборот, если вы левша).
Пытайтесь писать иногда левой рукой. Придумайте сами, что еще вы можете делать левой (или правой) рукой. Таким образом вы активизируете ту сторону мозга, которая практически не используется в повседневной жизни.