Статьи
Удивительная и невероятная способность видеть живые существа насквозь… За это первые люди сочли бы их ангелами, жители средневековья — демонами… Современники знают их как самых проницательных представителей медицины — визуологов.
Без заключения специалиста по рентген- или ультразвуковым исследованиям, компьютерной или магнитно-резонансной томографии ни один врач сегодня не ставит диагноз. А уже завтра их возможности будут практически безграничны.
Об этом - наше интервью с заведующим отделом лучевой диагностики городской Мариинской больницы, руководителем курса лучевой диагностики и лечевой терапии Санкт-Петербургского Государственного Университета, президентом Санкт-Петербургского Радиологического Общества, профессором, д.м.н Владимиром Черемисиным.
- Владимир Максимович, какие инструменты есть сегодня в руках опытных диагностов?
- В ежедневной работе мы используем четыре вида исследований: рентген, ультразвук, компьютерную и магнитно-резонансную томографию. Все они имеют разный принцип действия и область применения. КТ и рентген связаны с лучевой нагрузкой, поэтому их использование должно быть обоснованным. Безусловно, самый рутинный метод диагностики — это УЗИ. Сегодня любая больница оборудована не менее чем восемью УЗИ-аппаратами. Но было время, когда они были большой редкостью: один на тысячу коек в госпитале.
Когда-то специалисты полагали, что будущее за тепловидением и лазерной диагностикой, но сегодня они находятся на уровне лабораторных исследований. А будущее, видится мне, за технологией магнитно-резонансной томографии, поскольку она отличается более высокой тканевой чувствительностью по сравнению с ультразвуком,
позволяет решать на более высоком уровне большие диагностические задачи. В частности — распознавать самые различные опухоли, изменения ткани воспалительного характера, повреждения. МРТ выступает последней ступенью перед тем, как принять решение о проведении оперативного вмешательства.
- С развитием МРТ-технологий УЗИ уходит на второй план?
- УЗИ-аппараты больше распространены и дешевле в производстве, поэтому их применяют для проведения предварительного скрининга. Но неверно считать, что этот этап можно миновать. УЗИ позволяет отправить специалиста по МРТ по правильному пути, сориентировать его в локализации и характере патологии. МРТ же является уточняющей методикой.
Мы, врачи, должны начинать исследование с того метода, который будет наиболее информативен. В некоторых случаях есть смысл провести магнитно-резонансную томографию сразу. Например, МРТ совершенно незаменим для выявления демиелинизирующих процессов в головном мозге, то есть рассеянного склероза. Никакой ультразвук, никакая компьютерная томография этого делать не позволяет. Если речь об опухоли головного мозга, то МРТ гораздо более детально позволяет оценить состояние самой опухоли и прилегающих структур.
Кроме того, МРТ обладает возможностями, которых нет у других методов исследования. С помощью последовательностей, которые используются при магнитно-резонансной томографии, можно диагностировать ишемический инсульт на очень ранних стадиях. Специалист в состоянии получить оценку структуры мышцы, состояния микроциркуляции крови. Геморрагический инсульт при кровоизлияниях головного мозга в остром периоде, напротив, наиболее эффективно диагностировать с помощью компьютерной томографии.
Визуализировать желчевыделительную систему, печень, выявлять метастазы
прекрасно позволяет МРТ. С помощью УЗИ также можно видеть протоки, структуру печени и метастазы, но более объективную картину даёт все-таки МРТ.
- В чем главное преимущество МРТ?
- Результаты УЗИ являются оператор -зависимыми: специалист провел исследование, записал данные, но никто не может их воспроизвести, оспорить или консультировать. МРТ дает полную картину, данные можно многократно обрабатывать, обсуждать. В диагностике печени, желчевыводящих путей, печени, поджелудочной железы МРТ обладает более высокой чувствительностью, или разрешающей способностью, специфичностью и информативностью. Сегодня существуют специальные программы исследования забрюшинного пространства, почек, лимфатических узлов, органов женской половой сферы — матки, придатков.
Если при первичном исследовании мы не получаем точной картины, то можем использовать контрастные вещества, которые усиливают изображение, в том числе, опухолевой структуры. При этом при визуализации сосудов головного мозга и шеи с помощью КТ не обойтись без внутривенного введения препаратов контраста. С МРТ это возможно.
Уже существуют специальные ангиографические программы, которые без контрастирования позволяют визуализировать периферические сосуды, аорты, сосуды грудного, брюшного отделов.
- Какие изменения произошли в диагностике заболеваний за последние пять лет?
- Появилось множество новаций, которые позволяют распознавать самые различные патологии в самых различных областях. Благодаря увеличению мощности аппаратуры существенно выросла скорость исследований. Если раньше аппараты мощностью 1 тесл были пределом мечтаний, то сегодня трехтесловые — наша обыденность.
Возросла информативность каждого из существующих видов исследований. Например, сегодня в рамках одного КТ-исследования врач получает до 512 срезов.
Ученые активно совмещают возможности разных методов, например, радионуклидных исследований и компьютерной томографии, позитронно-эмиссионной и магнитно-резонансной томографии. На одном и том же аппарате сначала проводят одно исследование, затем томограмму, после чего два изображения совмещают.
- Можно ли в рамках одного исследования диагностировать состояние всех органов одновременно?
- Да, медицинское сообщество уже заговорило об МРТ всего тела, когда за несколько секунд можно увидеть объективную картину состояния всех органов и систем организма. Такие возможности уже есть, но, ни в России, ни в странах СНГ пока подобной томографии не проводилось.
Каждый год, в ноябре, бывая на международном конгрессе в Чикаго, и в марте в Вене, я поражаюсь представленным там аппаратам и методикам. Судя по темпу развития науки и техники, нас ждут потрясения в области визуализации.
Никита Мантусов