Если верить кино и телевидению, все, что обсуждают мужчины – это секс и женщины, женщины и секс. Невольно вспоминается детская поговорка «у кого что «болит», тот о том и говорит». Однако о проблемах сексуального здоровья мужчин, по крайней мере – у нас в стране, говорить не принято. Тем временем, в половине случаев бездетности семьи медицинская статистика «обвиняет» мужей. И тут уже не важно, «кто виноват», пора решать «что делать». Об этом мы беседуем с заведующим отделением андрологии Научного центра урологии им. Джарбусынова в г. Алматы Тамерланом Хусаиновым.
- Тамерлан Эркенович, мужчины деликатно обходят проблему половой дисфункции, опасаясь клейма «импотент»?
- Не исключено, в советское время этот термин был довольно обобщающим. И это неправильно, трудности половой жизни – это разные степени сексуальных расстройств. Ведь у мужчин есть 4 фазы копулятивного цикла и проблемы могут быть на любом из этапов –либидо, эрекционная фаза, фаза эякуляции и фаза оргазма. У мужчины может отсутствовать половое влечение, он может вести половую жизнь, но не так качественно, как хотелось бы, может быть снижена эрекция, часто имеет место ускоренный или затяжной оргазм, стертость оргазма или его нивелирование, я уже не говорю о серьезных заболеваниях. Как видите, тут множество нюансов и все они требуют пристального внимания в каждом конкретном случае.
Каждый третий мужчина в мире имеет проблемы с сексуальным здоровьем. За последние 5 лет смертность от рака простаты выросла в 2 раза по сравнению со смертностью от рака молочной железы. Согласно исследованию Европейского форума мужского здоровья 40% мужчин с синдромами аденомы простаты не обращались к врачам.
Если раньше уровень гормона тестостерона у мужчин начинал снижаться в 50-60 лет, то сейчас это происходит гораздо раньше – в 40-45 лет.
- Несколько лет назад НЦУ им. Джарбусынова и лично профессор Мирзакарим Алчинбаев инициировали целую программу, касающуюся вопросов здоровья мужчин.
- Да, все начиналось еще во второй половине 90-х. В связи ростом сексуальных расстройств во всем мире под руководством Мирзакарима Каримовича была создана программа «Мужское здоровье. Сексуальное долголетие. Семейное счастье». Программа шла фрагментами. С 1996 года проводились наработки научного плана. Мы объездили все 14 областей и 2 столицы, обследовали работников, занятых в нефтяной, металлургической промышленности, в агросекторе, людей, живущих в больших городах. Мы научно обоснованно доказали, как пагубно влияет на мужское здоровье хронизация промышленных интоксикаций – большой стаж работы на фабриках, в шахтах, на нефтеперегонных предприятиях, даже на автозаправках.
В советское время был циркуляр – мужчинам нельзя было работать на АЗС. Вспомните фильм «Королева бензоколонки». Длительная работа и контакт с нефтепродуктами вызывают мужское бесплодие.
Эректильная дисфункция – может быть признаком других грозных заболеваний: сахарный диабет, метаболический синдром, сердечно-сосудистые патологии… Поэтому позже мы расширили программу, сделали ее междисциплинарной. А проект были вовлечены терапевты, кардиологи, эндокринологи, педиатры. В 2000-х мы стали ездить по стране расширенным составом, перед этим в городах шла реклама по радио и ТВ, проводились бесплатные обследования.
Все обратившиеся были обследованы, проконсультированы, им было назначено лечение, а кому-то срочные операции.
Параллельно с взрослыми врачами принимал и педиатр. Из 296 мальчиков от года до 16 лет у 263 (88, 9 %!) были обнаружены патологии. Этих пациентов надо патронировать, наблюдать, а у нас детской службы сегодня нет.
- У нас нет специалистов в детских поликлиниках?
- Нет. И подростковых кабинетов тоже нет. Притом, что мы обнаруживаем очень много врожденных патологий у детей, множество осложнений после детских инфекций. Паротит, коклюш, краснуха вызывают бесплодие.
Подростки, например, сегодня рано начинают половую жизнь, лет с 14-15. И все бы ничего, если бы они пользовались доступными средствами контрацепции. Я уже не буду говорить о проституции. Есть такие вещи, как половая гигиена. Если девочки более-менее подготовлены в этом вопросе, то мальчики относятся наплевательски – к тому, что нельзя сидеть на холодном, горячем, нужно беречься от травм. У нас очень высокий травматизм, как спортивный, так и бытовой. Растет число психо-соматических заболеваний. Когда юноша в первый сексуальный опыт терпит фиаско, может развиться синдром тревожного ожидания неудачи. Никто сегодня не работает с подрастающим поколением.
Мужчины старшего возраста страдают аденомой предстательной железы, хроническими простатитами, посттравматическими проблемами. У нас очень высокий процент ДТП и при этом страдает половая сфера. Имеет место социальный фактор - все живут в стрессах – кредиты, работа, жилищные условия.
Но самое главное, о чем я хочу кричать во все микрофоны – у нас не выдают квоты по проблемам сексуальных дисфункция. Видимо, считается, что мужчина с этими проблема не должен лежать в стационаре, получать квалифицированное лечение. Урологов в поликлиниках Казахстана сократили. Они есть, но работают в частных центрах. А ведь далеко не все могут себе позволить такие услуги.
- Но и мужчины, кажется, не всегда ответственны в половом вопросе.
- Действительно, у современных женщин есть свои стоматологи, косметологи, парикмахеры и гинекологи. А вот мужчины приходят к андрологу в последний момент и чаще всего их приводят женщины. Государственных мужских консультаций – нет!
- НЦУ в своей программе инициировал создание мужского центра?
- Разумеется. На создание центра в Астане уже даже выделили землю. Надеемся, что он будет построен. Мы уже можем гордиться тем, что в 8 областях открылись региональные центры. В каждом есть уролог-андролог, врач-эндокринолог, кардиолог, дерматовенеролог и педиатр. В центрах будет постоянно проводиться не только лечение и консультация, но и мониторинг общей ситуации.
Сегодня в государственных масштабах просто необходима профилактика заболеваний, работа по информированию населения, научные исследования, скрининговые программы, подготовка кадров, проведение лекций для врачей других специализаций. Так что тут у нас, как видите, – непаханое поле.
Зоя Клевер