Последние годы ознаменованы существенным прорывом в терапии таких распространенных и социально значимых заболеваний как хронический гастрит, язвенная болезнь, хронические вирусные гепатиты, воспалительные заболевания кишечника, аутоиммунные нарушения, а также опухоли органов пищеварения.
В частности, повсеместно применяются современные международные стандарты лечения хронической язвенной болезни, в результате чего, в десятки раз снизилось количество осложненных форм, требующих хирургического лечения. Появились и другие многообещающие позитивные тенденции.
Об этом – наш разговор с руководителем отдела гастроэнтерологии и гепатологии КазНИИ кардиологии и внутренних болезней, д.м.н. профессором, членом Европейской и президентом Казахстанской Ассоциации по изучению печени Александром Нерсесовым.
- Гастроэнтероглогия и гепатология сейчас стремительно развиваются как направление медицинской науки и как практическая специальность. Что касается Казахстана, то в общей структуре заболеваемости инвалидизации и смертности болезни органов пищеварения (прежде всего, печени) занимают одно из лидирующих позиций. Отсюда особое внимание к этой проблеме. В последнее время достигнуты существенные позитивные сдвиги в ранней диагностике и использовании современных методов терапии этих заболеваний.
В частности, произошел большой прорыв в лечении хронических вирусных гепатитов. Мы – первая страна в СНГ и вообще на постсоветском пространстве, где внедрена национальная программа обеспечения пациентов с хроническими вирусными гепатитами противовирусной терапией за счет бюджетных средств. Это то, чем можно гордиться, ведь только развитые страны могут себе это позволить. Что касается очередности для пациентов: естественно одномоментно всех больных, которые «скопились» за все эти годы, невозможно вылечить. Поэтому определены приоритеты для лиц, у которых заболевание уже находится в продвинутой стадии, они подлежат первоочередному лечению.
Нельзя не отметить еще одно важное событие. В декабре минувшего года специалисты Национального научного центра имени А. Сызганова совместно с белорусскими коллегами успешно провели первую в Казахстане трансплантацию печени - одну из наиболее сложных операций в хирургии. К операции пациентку, которой пересадили правую долю печени от родственного донора (сестры), мы готовили в нашем Каз НИИ кардиологии и внутренних болезней. Это обнадеживающая новость для пациентов с тяжелыми заболеваниями печени, такими, например, как первичный билиарный цирроз.
Законодательно страна готова к операциям по трансплантации органов, медики тоже готовы проводить такие сложные операции, а вот для того, чтобы перестроился наш менталитет в пользу живых людей, а не мертвых, видимо, еще потребуется какое-то время. Пока проблема решается за счет родственного донорства, что реально, например, при трансплантации печени, но оставляет открытым вопрос по пересадке сердца и других органов, когда донором не может стать живой человек.
- Какие еще «многообещающие» тенденции вы имели в виду?
- Сейчас в Казахстане в соответствии международными принципами организации медицинской помощи обозначилась тенденция мультидисциплинарного диспансерного подхода в гастроэнтерологии и гепатологии. У меня был опыт достаточно длительной стажировки и работы в Национальном научном медицинском центре «Нагасаки» в Японии. Там, как и в аналогичных центрах Европы и США, помощь концентрируется по нозологическому принципу. Это значит, что в центре или отделении занимаются всеми проблемами, например, печени, будь то острый или хронический гепатит, эхинококкоз, цирроз или рак печени. У нас пока по-другому: в случаях онкозаболевания пациент направляется в специализированное онкологическое учреждение, острыми гепатитами занимаются инфекционисты, ведение хронических вирусных гепатитов осуществляют то гастроэнтерологи, то инфекционисты, а при циррозе пациент ходит между гастроэнтерологом и хирургом. Очевидно, что первый вариант, когда качественно подготовленные специалисты одного центра или отделения способны лечить любые заболевания этого органа, более целесообразен.
Отмечу, что сейчас хорошими темпами идут скрининговые программы по раку кишечника и желудка, которые координирует НИИ онкологии и радиологии. В данное время мы совместно с этим учреждением обсуждаем вопрос скрининга рака печени. Это важное направление, так как на ранних стадиях при выявлении опухолей небольших размеров возможно применение местных малоинвазивных методов терапии. Эта программа проста, она охватывает определенный контингент - больных циррозом, а сам метод заключается в ультразвуковом обследовании и определении всего одного онкомаркера. Этот скрининг очень привлекателен по своей простоте, доступности, экономической необременительности для государства и эффективности результатов.
- Как вы относитесь к пищевым добавкам, которые широко рекламируются как важные вспомогательные средства при многих гастроэнтерологических и гепа-заболеваниях?
- Отрицательно. За минувший год у меня было более 20 пациентов с тяжёлыми токсическими гепатитами, которые развились на почве приема различных биологически активных добавок. У гастроэнтерологов и гепатологов во всем мире очень осторожное отношение не только к этим добавкам, но и к фитотерапии. В подтверждение своих слов сошлюсь на большой обзор, который был опубликован в одном из авторитетных изданий – журнале для гепатологов, выпускаемом Европейской ассоциацией по изучению печени. Оказалось, что огромное число биологически активных добавок и лекарственных трав обладают гепатотоксичностью, а число побочных явлений, включая самые серьезные, у них и у лекарственных препаратов практически одинаковое. Во всех рекомендациях международных медицинских сообществ совершенно четко указана недопустимость применения лекарственных трав и биологически активных добавок в лечении пациентов с заболеваниями печени.
Давайте ориентироваться на научно подтвержденную эффективность препаратов, рекомендуемых протоколами.
Виктория Ротару