Статьи
Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/vhosts/nichost.kz/alanda-hirurgia.kz/_system/lib/smarty/Smarty_Compiler.class.php on line 256
Warning: strftime(): It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone 'UTC' for now, but please set date.timezone to select your timezone. in /var/www/vhosts/nichost.kz/alanda-hirurgia.kz/_system/lib/smarty/Smarty_Compiler.class.php on line 357
Есть дети, которым никак не дается чтение. Если ваш ребенок воспринимает книгу как наказание, если он не может быстро и уверенно читать даже после продолжительных тренировок, не стоит ругать его, лучше обратитесь к специалисту. Возможно, у школьника дислексия.
- За этим сложным и мало кому известным термином скрывается довольно распространенное явление, рассказывает детский невропатолог Павлодарской поликлиники №5 Замира Елюбаева. - Дислексия – одна из проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения.
Диагноз дислексия выставляется примерно 5-8 процентам школьников - и это большой показатель.
Могу сказать, что здесь есть одна взаимосвязь, которая усугубляет проблему: во-первых, мало кто из родителей знает, что дислексия - это патология, а не просто нежелание или лень ребенка, во-вторых, проблемы с чтением есть у большинства воспитанников старших групп детских садов и учеников младших классов, поэтому диагностировать именно дислексию не всегда удается.
- И как же не запутаться?
- Быть внимательным. Особенные нарушение чтения становится очевидным ко второму классу школы. У ребят, которые учатся читать, всегда есть ошибки, но если на них акцентировать внимание, то они проходят: навык вырабатывается довольно быстро, если заниматься систематически, а вот при дислексии ошибки сохраняются продолжительное время, месяцы и даже годы.
Еще нужно обратить внимание вот на что: все нарушения сочетания, распознавания, анализа и запоминания звуков связаны с проблемами фонологического процесса, поэтому при дислексии могут быть и нарушения речи, написания и понимания речи письменной, ребенок может долго подбирать слова, чтобы выразить свою мысль.
В то же время нужно проверить, все ли нормально со зрением школьника: может быть, ему плохо видно то, что он читает, и в этом его главная трудность.
Есть еще несколько факторов риска: у мальчиков данная патология встречается в 3–4 раза чаще, чем у девочек.
Помимо прочего, есть и генетическая предрасположенность к дислексии - нередко это расстройство наблюдается у нескольких членов семьи.
-Как диагностируется и лечится дислексия?
- В первую очередь, нужно понять - каковы навыки чтения, восприятия речи: важен уровень понимания текста при чтении, анализа текста, понимания читаемой речи, слушаемой речи.
Также дети проходят психологическое обследование, с помощью которого выясняются функциональные особенности и предпочтительные для них формы обучения. Важно, чтобы сложилась полная картина - в какой обстановке ребенку лучше учиться, как на него влияет семья и школа, какие расстройства эмоциональные и психологические есть в семье.
Корректировка всего обучающего процесса, с подбором специфической модели обучения - это главный принцип лечения, никакие лекарства здесь не помогут (в общей массе).
Хочу подчеркнуть, что дислексия может оставаться проблемой на всю жизнь, но чаще всего навыки чтения, при грамотной работе педагога, психолога, логопеда, могут развиться настолько, что человек забудет о своем диагнозе.
Признаки дислексии
Вас должно насторожить, если ребенок:
Часто трет глаза, немного косит.
Держит книгу близко к глазам, может прикрывать или вообще закрывать один глаз при чтении.
Очень быстро устает.
Под любым предлогом пытается избежать выполнения домашней работы и чтения.
Может читать книгу, повернув голову так, чтобы один глаз в чтении не участвовал.
Когда читает, пропускает отдельные слова или не замечает отдельные места в тексте.
При чтении или после него жалуется на сильную головную боль.
С трудом запоминает, идентифицирует и воспроизводит основные геометрические фигуры.
В раннем возрасте пишет слова задом наперед.
Очень плохо читает (его чтение не соответствует ожидаемому в таком возрасте).
Почерк у ребенка очень плохой, слова наползают друг на друга.
Если чтение вашего ребенка вас настораживает, не ждите результата от постоянных тренировок и наказания, лучше обратитесь к невропатологу, психологу и обязательно - к логопеду!
Существует несколько форм дислексии
Дислексия фонематическая. Самая распространенная среди школьников младших классов. В ее основе - проблемы фонематической системы: смыслоразличительные особенности текстов (мягкость-твердость, глухость-звонкость, место и способ образования и т.п.) могут создавать трудности. При этой форме дислексии ребенком на слух смешиваются те звуки, которые отличаются по одному смыслоразличительному признаку (ж-ш, с-ш, с-ц). В числе симптомов - побуквенность чтения, перестановка слогов и звуков, пропуск букв.
Дислексия семантическая. Так называемое «механическое чтение», когда ребенок не понимает прочитанного, хотя читает правильно.
Дислексия аграмматическая. Наиболее частый диагноз для детей, которые располагают системным недоразвитием речи. Характеризуется эта форма патологии следующими особенностями: изменение в падежных окончаниях, а также в числе существительных; неправильность согласований относительно падежа, числа, рода существительного с прилагательным; изменение в окончаниях глаголов, относящихся к третьему лицу в прошедшем времени.
Дислексия оптическая. Вид патологии, когда у ребенка есть проблемы с усвоением похожих графических букв. Ребенок просто путает буквы, которые выглядят похоже.
Дислексия мнестическая. Данная форма возникает в виде проявлений, связанных с трудностями в усвоении букв. То есть, ребенок не понимает, какая из букв соответствует конкретному звуку.