Статьи
«Хроническая почечная недостаточность» - такой диагноз 25-летней Дариге поставили еще три года назад. Все это время она прожила на гемодиализе: аппарате искусственной почки. А в конце ноября 2010 года ей пересадили почку. Донором стал родной брат.
Такая трансплантация впервые была проведена в Центральном регионе Казахстана. И это событие стало поводом для проведения пресс-конференции с участием всего состава врачей, принявших участие в данной операции: специалистов из института им.Сеченова (Алматы), Центра неотложной помощи (Астана), Центра материнства и детства (Астана), Детского реабилитационного центра (Астана), а также профессорско-преподавательского состава из госпиталя Анам Южной Кореи.
Нурлан Касимов, генеральный директор Центра неотложной помощи озвучил последние данные Министерства здравоохранения РК: на сегодняшний день около 1500 пациентов нуждаются в донорской почке. Все они в данный момент проходят процедуру гемодиализа, затраты на которую покрывает государство. К сожалению, приходится констатировать факт, что в Казахстане низкая трансплантационная активность. К примеру, в 2009 году в алматинском институте им.Сызганова было проведено всего 4 операции.
- Нехватка доноров является главным камнем преткновения в этом вопросе, - обозначила суть проблемы Тамара Вощенкова, заместитель председателя правления АО Национальный медицинский холдинг. - Технические аспекты операции уже не вызывают больших трудностей, и юридическая сторона вопроса решена, а вот морально-психологическая часть до настоящего дня остается проблематичной. Во всем мире официально признаны следующие пути поиска доноров: первый – родственная пересадка, когда среди родственников находится человек, готовый поделиться своей почкой, и идеально подходящий по состоянию здоровья и медицинским показателям совместимости. Второй: пересадка органов остро погибших людей, к примеру, при травмах и других несчастных случаях. Это направление имеет юридическую основу, но наши люди морально не готовы к тому, чтобы делиться органом близкого человека, даже если он умер. Третье направление: использование органов животных. В городе Актобе уже начали использовать такую трансплантологию в кардиохирургии. Наконец, в последние годы развивается и четвертое направление: разработка и использование искусственных органов. К примеру, в Казахстане врачи сейчас участвуют в проекте создания искусственного легкого.
- Каковы шансы у тех больных, которые сегодня нуждаются в пересадке?
– Надежда всегда есть, - считает Нурлан Касимов. - Несмотря на относительно небольшое количество трансплантаций, сами операции в нашей стране проводятся на высочайшем международном уровне. Наши специалисты перенимают опыт самых развитых в этом направлении стран. К примеру, на этот мастер-класс мы пригласили коллег из Южной Кореи, а именно азиатские страны признаны лидерами в этой области. На данный момент мы имеем все необходимое: высококвалифицированные кадры, лаборатории с ИФА-диагностикой, отделения гемодиализа с уникальным оборудованием для проведения гемодиализа, гемодиафильтрации, плазмасепарации и т.д. Словом, мы готовы к серьезной работе. И сегодня призываем все казахстанское общество с пониманием относиться к данному вопросу. В качестве примера хочется привести опыт европейских стран, где существуют «акты дарения органов»: человек, получая водительское удостоверение, на оборотной стороне ставит подпись, дающую согласие на акт дарения своих органов в случае его внезапной смерти. Это очень показательный пример. А со своей стороны мы, врачи, сделаем все возможное для того, чтобы таких операций у нас стало больше.
- На какие виды бесплатных медицинских услуг имеют право больные с диагнозом ХПН в нашей стране?
- Их очень много: это и прием врача-нефролога в поликлинике по месту жительства, лечение, процедура гемодиализа и т.д. Кроме того, наше государство взяло на себя обеспечение всеми необходимыми иммунодепрессантами, в которых нуждается каждый пациент с донорской почкой, – сообщила Тамара Вощенкова.
- Насколько сложна операция по трансплантации для самого хирурга и как быстро пациент адаптируется к новому органу?
На этот вопрос ответил доктор LEE Jeong GU, хирург-трансплантолог из Южной Кореи:
- Это не сложная операция. И в 98% случаев проходит без осложнений. Довольно редко могут возникать сосудистые осложнения в виде тромбозов или стенозов. Успех операции зависит от правильного подбора донора. Период адаптации к новому органу занимает около 2-х недель. Трансплантация, которую мы выполнили в ходе мастер-класса в Астане, прошла очень успешно. Состояние донора и пациентки стабильное, они находятся под постоянным наблюдением врачей. Меня искренне порадовало то, насколько нежно и бережно брат с сестрой относятся друг к другу. На такой шаг: поделиться собственным органом решится не каждый. И это очень благородный и показательный поступок.
- Пациентка получила какие-то рекомендации относительно дальнейшей жизни с новым органом?
- В Южной Кореи, где мы проходили стажировку, созданы специальные школы для пациентов с трансплантированным органом, - продолжила тему Орынгуль Нарынбаева, врач-нефролог, врач-нефролог Центра неотложной помощи. - Работающие там врачи обучают пациентов тому, как с новым органом надо питаться, почему важно вовремя принимать лекарства (а такие пациенты всю оставшуюся жизнь вынуждены принимать иммунодепрессанты), оказывают психологическую поддержку, чтобы помочь им жить с новым органом. Каждый пациент должен очень четко следовать всем инструкциям врача. Донорские почки не любят стрессов, депрессий, негативных мыслей. Таким пациентам необходимо научиться думать позитивно и равнодушно реагировать на все мировое беспокойство.
К сожалению, вопрос послеоперационной адаптации также не отработан в нашей стране. Сегодня мы этому учились у южно-корейских коллег и с их помощью максимально проинформировали нашу пациентку. Но речь, конечно, идет о необходимости введения специальной практики ведения больных после трансплантации.
Асель Касымканова