ул. Пичугина, 243
Схема проезда
(7212) 47-98-89, 47-98-90
Регистратура

Поговорим о том, о сем

11 декабря 2014 (10:08)

«Ваш малыш уже говорит?» - пожалуй, это самый распространенный вопрос, который слышат родители. Советы о том, на что обращать внимание родителям в плане речевого развития малышей до 4 лет, дает заведующая Павлодарской детской консультацией №5 Кымбат Кабулова.
- В целом тема очень деликатная, потому что по большому счету у всех детей развитие речи проходит сугубо индивидуально и чаще всего - не по календарю. Задержка речевого развития ребенка - это отставание от возрастной нормы речевого развития у детей в возрасте до 4 лет. Хочу подчеркнуть, что дети с задержкой речевого развития постигают навыки речи так же, как и другие дети, просто позже, а иногда и значительно позже.
От речевого развития зависит общее психологическое развитие ребенка, правильное и полноценное формирование взаимодействия с другими людьми, а также развитие познавательных процессов (память, мышление, воображение, внимание).
- А в чем может быть причина этого отклонения от нормы?
- Причин масса, причем они могут быть самыми разными, поэтому врачи всегда советуют родителям: очень внимательно следите за развитием детей, уделяйте этому как можно больше внимания и не бойтесь обращаться к специалисту. Простой пример: ребенок может плохо говорить в том случае, если у него проблемы со слухом. Врач после обращения родителей проверит слух и ушки ребенка в первую очередь, и если есть сложности - даст рекомендации, назначит лечение, которое может решить сразу две проблемы - нарушение слуха и как следствие нарушения речи.
- Назовите основные причины речевой задержки.
- В широкой практике принято выделять десять основных факторов, которые вызывают нарушения речевого развития.
1. Как я уже говорила, -этонарушение слуха. Даже из-за постоянных серных пробок могут появиться проблемы и с речью.
2. Есть социальная составляющая - невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот - угадывают все его желания по жестам и звуку, то у малыша и не формируется потребности в речи.
3. Слишком быстрый темп речи взрослого. Малыш в таком случае не успевает понять суть и выделить отдельные слова. Отчаявшись понять, ребенок выбирает позицию молчания.
4. Не стоит игнорировать и генетическую предрасположенность. Если родители или родственники заговорили поздно, то и дети могут поздно начать говорить. Кстати, в таких семьях паникуют реже всего.
5. Самые серьезные причины - заболевание или поражение головного мозга (травмы головы, падения, гипоксия, инфекции, перенесенные внутриутробно, в период родов или в первый год жизни).
6. Психологические травмы, к сожалению, тоже не редкость, причем это может быть как однократный испуг, так и постоянные, частые ссоры родителей. Впоследствии это может привести к заиканию.
7. Я всегда повторяю: родители, поймите, что завышенные требования к ребенку, настойчивое желание немедленного повторения фраз за взрослым - это тоже стресс для ребенка, который может вызвать обратную реакцию.
8. Отдельной строкой мы выделяем алкоголизм родителей, хотя это, по большому счету, клубок проблем - и генетических, и социальных, и психологических.
9. Медициной признается и задержка речевого развития, свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности. Но это не 100-процентная гарантия, что ребенок с такими диагнозами будет принципиально отставать от своих сверстников.
10. Сегодня в двуязычных семьях такая проблема тоже не редкость: если с малышом с раннего детства говорят на двух языках, то это нужно делать особенно осторожно, не перегружая ребенка, не требуя от него речи на двух языках, не путая его.
- Что должно насторожить родителей в развитии речи малыша?
- Следить за речевым развитием ребенка нужно с первых месяцев жизни, и не зря в поликлиниках медсестры в кабинетах здорового ребенка расспрашивают подробно о том, как и что лепечут груднички. Начнем с того, что примерно к 8 месяцам ребенок должен активно «гулить», при этом он следит за губами взрослого и пытается подражать. Если такого не происходит, есть повод обратиться к невропатологу.
Если ребенок к 1 году не оборачивается на звук, речь, когда вы его имя произносите, а для привлечения внимания к себе плачет, то это тоже своеобразный симптом для родителей.
О проблемах с речью говорят следующие факторы:
- если у малыша к 1,5 годам есть трудности с сосанием и жеванием пищи, он давится даже маленьким кусочком;
- в этом же возрасте не может на слух выполнить задание по картинке (Где мишка? Где глазки? Где киска?);
- в 2 года не может понять и выполнить простую просьбу взрослого (возьми мяч, подними кубик, дай машинку).

Также считается, что если в возрасте 2-3 лет ребенок не может произносить отдельных слов и составлять из них простые фразы (пойдем гулять, давай играть), то лучше не игнорировать поход к невропатологу. Равно как и в том случае, если в 3-4 года ребенок не произносит предложения, состоящие из подлежащего, сказуемого и дополнения (папа пошел на работу, я иду гулять).
К 4 годам дети в норме должны большинство звуков произноситься правильно, когда этого не происходит, формировать речевые навыки нужно при помощи специалистов.
Неправильно, если в 3 года ребенок говорит слишком быстро, глотает окончания слов или наоборот - говорит очень медленно. Конечно, он может подражать кому-то из взрослых, а в противном случае - это симптом отклонения.
Еще один серьезный повод обратиться к специалисту - это заученность речи у трехлетнего ребенка, когда он говорит только фразами из книжки, мультика, не строит собственную речь, а лишь повторяет в точности сказанное взрослым.
Насторожить родителей должно и такое состояние, когда у малыша в любом возрасте постоянно приоткрыт рот, повышенное слюноотделение, не связанное с ростом зубов.
- К какому врачу обращаться с этими проблемами?
- Понимаете, сначала нужно выявить первопричину, которая вызывает задержку речевого развития, поэтому я всегда советую в первую очередь идти к педиатру, желательно к своему участковому, который ведет малыша с рождения. В целом же проблемами речи занимаются невропатолог, психолог, дефектолог, логопед, лор-врач, а иногда и психиатр. Нередко мы направляем малышей до четырех лет в медико-психологическую консультацию, с детками работают логопеды в детских садах.
- Что должны делать родители, чтобы изменить ситуацию?
- Конечно, взрослые должны действовать согласно ситуации - или быть более активными, или же ослабить хватку и напор на ребенка. В любом случае - старайтесь создавать мотивационную среду для развития речи, эмоционально поощряйте ребенка за успехи, произносите сами слова четко и без скороговорки. Важно играть с ним в пальчиковые игры, проводить ежедневно артикуляционную гимнастику, развивать мелкую моторику. Когда вы беседуете с малышом, не разговаривайте с ним с высоты своего роста, лучше присядьте и будьте на уровне его глаз. Всегда помните: главное - не запустить ситуацию!
Екатерина Бескорсая

Еще cтатьи

08 октября 2015 (09:19)
08 октября 2015 (09:17)
08 октября 2015 (09:17)
08 октября 2015 (09:16)
08 октября 2015 (09:15)