Статьи
Пожалуй, каждого родителя интересует вопрос: как тренировать память, сосредоточенность, усидчивость у школьника.
Современные условия жизни диктуют им запоминать такие огромные объемы информации, что порой даже диву даешься: разве это возможно? Конечно! - считает, Станислав Валерьевич Тен, психолог учебно-практического центра семейной медицины «Демеу» г.Астаны. - Память ребенка словно безграничная библиотека, куда ежедневно поступает большое количество информации, просто некоторая ее часть архивируется и откладывается в далекий ящик, а другая лежит на виду. Другой вопрос: как помочь ребенку правильно пользоваться этой информацией и в нужное время вынимать ее из архивов.
- Станислав Валерьевич, по какой причине одним детям удается на лету усваивать школьную программу, а кто-то не может вылезти из троек?
- Это связано с очень многими факторами. Следует отметить, что память, сосредоточенность, усидчивость формируются не на пустом месте. Эти качества надо взращивать буквально с пеленок. Обычно дети, которые легко запоминают информацию в школе, – это те, с кем родители тщательно занимались в еще более раннем возрасте: читали сказки, учили стихи, песенки, вместе лепили, рисовали, просили что-то пересказать по картинке.
Проблемы с памятью специалисты связывают также с генетикой, биоритмами жизни - дети, как и взрослые, бывают совами и жаворонками. Также в последние годы мы стали чаще встречаться с диагнозом: гиперактивность, который формируется по каким-либо причинам у малыша и мешает ему быть сконцентрированным, на протяжении продолжительного времени удерживать внимание на важном моменте во время урока.
Но есть такие случаи, когда ребенок в начальных классах вроде бы учился на пятерки, а в среднем звене вдруг скатился на тройки. В этом случае причину следует искать либо в его здоровье и обращаться к специалистам, либо в семейных отношениях между родителями и детьми. «Сынок, будешь лучше учиться, куплю тебе …» - знакомая фраза? Дети привыкают к такой мотивации и стараются. И если родитель в свою очередь не выполняет свои обещания, ребенок разочаровывается, и это тоже может отразиться на отметках.
- Давайте разберем конкретный пример: Вова, ему 12 лет, учился до пятого класса неплохо, а в шестом - учителя стали отмечать у него плохую память, слабую восприимчивость школьной программы, отсутствие старательности и усидчивости. Как родителям и учителям помочь ему подтянуться?
- Для начала надо выяснить, какой тип памяти у Вовы больше развит. Существуют четыре таких типа: зрительная, слуховая, двигательная и комбинированная. Это сделать несложно: слуховую память можно проверить, зачитайте ему какое-либо произведение и попросите пересказать. При проверке зрительной памяти следует попросить самого ребенка прочитать материал, затем пересказать прочитанное. Те, кто быстрее запоминают тексты, записывая его, обладают двигательной памятью. И существует небольшая часть детей, которые обладают комбинированной памятью. Если вам самим не удается распознать, какой тип у ребенка более выражен, можно обратиться к школьному психологу. Помимо этого психолог может определить размер памяти ребенка, а также подскажет, какими техниками ему помочь.
- А какие техники вы рекомендуете своим пациентам?
- Их сейчас очень много. Одной из наиболее интересных для детей является мнемотехника, по которой, чтобы запомнить определенное слово на английском языке, следует подобрать к нему небольшую историю. К примеру, учим слово: грудь. На английском она звучит brest. Сочиняем историю: русские солдаты грудью защитили Брестскую крепость. Ребенок почитает эту ассоциацию и посмеется. А посмеется, значит, запомнит. Одни специалисты рекомендуют развивать память с помощью арифметических задач, кто-то при заучивании стихов советует зарисовывать их.
- Как научить Вову быть более сосредоточенным в учебе, проявлять усидчивость, внимательность и т.д.?
- В среднем звене обычно ребенок сформировывает свои предпочтения в
музыке, окружающих друзьях, в предметах, которые ему интересны. Мне кажется, в этом возрасте как раз таки очень хорошо играет мотивация, нужно во-первых, определить, кем он хочет стать во взрослой жизни (к примеру, ответ – программистом) и объяснить, что хороший программист должен владеть и математикой, ведь все программы пишутся на математическом языке, и русским языком, потому что приходится часто набирать тексты, и английским, так как нужно переводить и т.д. Это поможет ребенку проявлять интерес ко многим предметам. А раз есть интерес, значит, есть и сосредоточенность, и усидчивость. Также рекомендуется заниматься с ребенком систематически, постоянно интересоваться его успехами в школе и отмечать его старания. Не отметки, а его труд! Тогда в скором времени вы вместе со своим ребенком будете радоваться и хорошим оценкам.
Асель Касымканова