Статьи
Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/vhosts/nichost.kz/alanda-hirurgia.kz/_system/lib/smarty/Smarty_Compiler.class.php on line 256
Warning: strftime(): It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone 'UTC' for now, but please set date.timezone to select your timezone. in /var/www/vhosts/nichost.kz/alanda-hirurgia.kz/_system/lib/smarty/Smarty_Compiler.class.php on line 357
Если требовать от ребенка слишком многого, то можно сломать ему жизнь. В этом уверена психолог из Павлодара Алмагуль Хамитова.
- Наверняка, многие из нас слышали такое словосочетание, как «комплекс отличника», но мало кто в серьез относился к этому психологическому диагнозу. А ведь именно родители, слишком требовательные, зацикленные на мнении окружающих, формируют в детях этот комплекс. Поговорим о том, что это такое и чем он опасен.
Этот комплекс – стремление делать все только так, как полагается, причем только для того, чтобы получить оценку и похвалу - формируется именно в школе. Но ведь мы все знаем, что отличники бывают разными: кто-то безусловно учится потому, что ему это интересно, легко, а кто-то делает это из под палки. И отличники тоже встречаются такие, которые получают пятерки за прилежность, за зубрежку, - такой настрой им дали родители. Только пятерка, а не результат учебы.
Человек с комплексом отличника всю жизнь живет не для себя, а для своего оценщика, он становится зависимым именно от похвалы, от поглаживаний, от одобрений.
Казалось бы, в школе такая схема проблем не доставляет: его все любят – и родители, и учителя. Но меняется кардинально ситуация, когда человек перестает учиться, а начинает работать. Нередко в офисе, на производстве, словом, на работе отличник, стремящийся делать все для похвалы, этой положительной оценки не получает, просто потому, что начальство не любит хвалить своих подчиненных (не хочется давать премий, не хочется выглядеть хуже, чем нижестоящие по должности). И вот тот самый отличник просто не знает, как ему действовать, тем более что люди с комплексом отличника любое замечание в свой адрес воспринимают болезненно – это тоже один из признаков синдрома (я всегда был идеальным, а тут на тебе – ничего не знаю, ничего не умею). Итог прост – депрессия: ему хочется свернуться в комочек и больше ничего не делать... Правда, существует еще один сценарий: такие люди могут десятилетиями работать в одной и той же фирме, будучи самым надежным сотрудником, но не продвигаясь по служебной лестнице ни на йоту: они зациклены на выполнении поручений, на рутинной работе, оставаясь в тени тех, кто выдвигает нестандартные идеи и предлагает новые пути. Опасаясь что-то сделать неправильно, такие люди не берутся за более серьезные дела и предпочитают оставаться отличниками в своей давно освоенной сфере.
Карьеру такие люди построить не могут, девушки выходят замуж за такого же отличника, а парни держатся всю жизнь за мамину юбку.
Не могут строить люди с комплексом отличника и личных отношений – у них очень редко счастливые браки, а вот одиночество для них – частый сценарий.
Комплекс отличника проецируется и на окружающих: все вокруг должны быть идеальными, они тоже не имеют права на ошибки. Кто будет терпеть такое отношение к себе?! Вот вам и проблемы с общением, с друзьями, чаще всего именно отличницы не могут найти достойного мужчину, перебирая долгие годы кандидатов и оставаясь синим чулком.
Человек с таким комплексом "не умеет падать". Отличник привык к тому, что все делал идеально, а все, что после школы пошло по другому сценарию, воспринимается как провал.
Если за десятилетие ты вырабатывал привычку делать все за похвалу, то потом за месяц, не получая этой положительной оценки, ты уже просто не придумаешь, как действовать дальше.
Нередко в результате завышенных требований и невозможности полностью им соответствовать появляются психосоматические реакции: головные боли, бессонница, нарушения работы внутренних органов, депрессия, синдром хронической усталости, даже раздвоение личности.
- Что должны знать родители, чтобы избежать ошибок и не требовать от ребенка слишком много?
- «Ты должен, ты обязан», «Мама с папой учились идеально, а ты...» - это не должно стать главным постулатом в общении родителей и ребенка.
Во-первых, не нужно свои нереализованные амбиции осуществлять за счет своего чада.
Во-вторых, нужно четко прослеживать возможности школьника, которые зачастую не дотягивают до завышенных требований родителей.
В-третьих, надо самим понять, что лучше иметь здорового, гармонично развитого ребенка, который хоть и не отличник, но учится неплохо, интересуется чем-то помимо книг.
Важно подготовить малыша к возможным неудачам, нежели настраивать его только на победы. В школе их достигать легче, чем во всей оставшейся жизни, но у подростка уже не будет времени научиться проигрывать и делать из этого выводы.
Поэтому, уважаемые родители, поработайте над своими отношениями. Начните с того, что определите приоритеты – никому не стоит быть лучшим во всех сферах, это невозможно, поэтому и для своего малыша выберите его сильную сторону, а в других делайте поблажки.
Учите ребенка браться даже за то дело, которое он сам не сможете выполнить в совершенстве, получать удовольствие от процесса, а не только от результата. Позволяйте ему иногда халтурить, ведь расслабляться нужно всем.
Обязательно помните постоянно простое правило, это аксиома жизни - любой человек имеете право на ошибки, ведь никто не идеален, а на ошибках учатся. Все это снимет невероятное напряжение, которое непременно сопровождает формирование комплекса отличника, и поможет человеку стать успешным.