Статьи
- Тот период, когда были «глухонемые» медсестры, давным-давно ушел в прошлое, - говорит Элла Мюллер, директор сестринского дела онкологического центра в Хайфе (Израиль). - Все сейчас понимают важность общения с пациентом и его семьей. Медсестра должна оценить, какую помощь человек сможет получить дома после выписки, чтобы продолжить то лечение, которое было проведено врачом в больнице.
Элла Мюллер и ее соотечественница Маша Божко, старшая сестра отделения кардиохирургии больницы Рамбам в Хайфе, провели пятидневный семинар для младшего медицинского персонала Карагандинского областного кардиохирургического центра, посвященный выстраиванию эффективной системы сестринского ухода за пациентами, перенесшими хирургическое вмешательство.
Семинар затронул сразу два направления, которые лежат в основе работы любого медицинского учреждения: во-первых, грамотный менеджмент, правильно выстроенная система ухода за больными и вообще руководства этим медицинским учреждением. Второй – это правильно организованная клиника, собственно лечебный процесс.
- Маша – большой специалист в кардиохирургии, и ее занятия были посвящены этим вопросам, - говорит Элла Мюллер. - Мои лекции затрагивают все, что связано с менеджментом. Это включает в себя коммуникацию в рабочей группе, коммуникацию с пациентом. В том числе, мы изучали, как вести конфликтные ситуации, паллиативную медицину, рассматривали оценку работы персонала и предупреждение рисков.
Главное – таким образом вести пациента во время нахождения в больнице и после выписки, чтобы не нанести ему вред и сделать лечение максимально эффективным.
Израильские медики отмечают, что в современной системе здравоохранения процесс лечения построен по принципу групповой работы. Все специалисты работают в одной команде - есть доктор, есть медсестра, есть физиотерапевт, есть психотерапевт. И есть пациент, который тоже рассматривается как часть команды. У всех общая цель – здоровье человека, его скорейшая реабилитация и возврат к нормальной активной жизни в обществе.
- Нельзя сказать, что функции медсестры начинаются только на определенном этапе, после проведения какого-то хирургического вмешательства, - говорит Маша Божко. - Это как командная игра. Когда мы знакомимся с пациентом, у каждого сразу определены свои задачи. И каждый дополняет другого. Все построено на взаимном уважении и знании, кто, что должен делать. Врач занимается постановкой диагнозов, выбором метода лечения, исследованиями. А для медицинской сестры одна из доминантных обязанностей – это инструктаж. Ведь основной период времени рядом с пациентом находится именно она. Врач приходит на обход, он видит пациента один – два раза в день по десять минут. А поскольку медицинская сестра находится рядом с пациентом весь день, она самый подходящий человек для того, чтобы обучать и готовить человека ко всему, что ему предстоит и в больнице, и после выписки. Поэтому мы много беседуем с пациентами, с их семьями, объясняем, что мы делаем, к чему они должны готовиться, что произойдет в дальнейшем. Такой подход уменьшает чувство неуверенности и страха у пациента. Ну, и конечно, остаются обязанности сестры по чисто медицинскому уходу.
Элла Мюллер отмечает, что в Казахстан она впервые приехала 15 лет назад, и с тех пор бывает здесь регулярно на различных семинарах и форумах. Поэтому может отметить, что за минувшие годы казахстанская система здравоохранения сделала громадный шаг вперед. Сейчас все чаще говорят о формировании «глобальной деревни». Это понятие отражает процесс глобализации, связанный с развитием технологий связи, которые обеспечивают всеобщее быстрое распространение мировых стандартов, в том числе, и в медицине.
Посредством Интернета налажена связь между специалистами в разных странах, в хирургических центрах по всему миру стоит одинаковая аппаратура, медикаментозное лечение везде унифицировано. Это позволят медикам говорить на одном профессиональном языке.
- У нас в Израиле больницы находятся на очень высоком уровне, но нет ни одного хирургического вмешательства, которое бы не делали и у вас в Казахстане, - говорит Элла Мюллер. - Поэтому ваш сестринский персонал знает все то же, что и наш. Не могу сказать, что в их знаниях есть какие-то белые пятна. Напротив, могу с большой похвалой отозваться о сложившейся у вас системе здравоохранения, и в том числе, системе сестринского ухода. Медицинские сестры очень грамотные, высококвалифицированные. Имеют специализации по профилю своего лечебного учреждения. Поэтому нам было очень легко преподавать здесь, аудитория очень восприимчивая и благодарная.
Пример того, как меняется отношение к роли медицинской сестры и в Казахстане, израильские медики получили здесь же, в областном кардиохирургическом центре. Здесь строится новое крыло, реанимационное. Гостей попросили пройти по отделению, посмотреть и дать какие-то профессиональные советы по обустройству.
- С нами пошли не только главный врач, инженер и администратор, но и медицинская сестра, - говорит Маша Божко. - Это говорит о том, что существует команда, которая и будет отвечать за то, чтобы пациент чувствовал себя максимально комфортно и получал максимально эффективное лечение.
Дмитрий Иванов