Статьи
Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/vhosts/nichost.kz/alanda-hirurgia.kz/_system/lib/smarty/Smarty_Compiler.class.php on line 256
Warning: strftime(): It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone 'UTC' for now, but please set date.timezone to select your timezone. in /var/www/vhosts/nichost.kz/alanda-hirurgia.kz/_system/lib/smarty/Smarty_Compiler.class.php on line 357
Врачи Национального научного центра хирургии имени А.Н. Сызганова совершенствовали навыки в проведении операции по транскатетерному закрытию ушка левого предсердия окклюдером. Новая технология позволяет людям, страдающим фибрилляцией предсердий, жить полноценной жизнью, исключая риск инсультов.
Ответственная миссия по обучению наших специалистов легла на плечи известного тренера, доктора медицины Адел Аминиана (Бельгия, Брюссель,University Hospital of Charleroi). Нам удалось побеседовать и с бельгийским гостем, и, с пригласившим его Адилем Баимбетовым – врачом кардиологом высшей категории, доктором медицины, зав. отделением интервенционной кардиологии и аритмологии.
АделАминиан (Бельгия, Брюссель,University Hospital of Charleroi)
В Европе Адел Аминиан имеет большой опыт в проведении транскатетерного закрытия ушка левого предсердия окклюдером. Целенаправленно занимается исследованием этой операции, ведет европейский регистр и у него достаточный опыт, чтобы передавать его нам. География его работ как тренера: Франция, Монако, Израиль, Бельгия, а теперь и Казахстан.
- В общих словах, что представляет собой такая патология, как фибрилляция предсердий?
Адиль Баимбетов: Человеческое сердце – насос, который перекачивает кровь по всему организму. В свою очередь сердце состоит из двух верхних предсердий и двух нижних желудочков – это четыре камеры. При определенных факторах (алкоголь, курение, кофеин, пожилой возраст, заболевания щитовидной железы, малоподвижный образ жизни, ожирение) ритм сокращений четырех камер нарушается. Кровь в организм качается неравномерно, и, попадая в предсердия, успевает застояться и свернуться в тромбы в ушке левого предсердия. Из ушка тромб в любой момент может совершить путешествие к мозгу по артерии. Застревая в ней, тромб блокирует приток крови к мозгу. Так случается ишемический инсульт.
Сама фибрилляция предсердий не опасна для жизни – опасно то, что следует за ней.
- Что представляет собой инновационный метод – транскатетерное закрытие ушка левого предсердия окклюдером?
Адел Аминиан: Это полуторачасовая операция, без хирургического вмешательства. Пациенту проводят местную анестезию, с помощью небольшого прокола правой бедренной вены внутрь сердца проводится специальное устройство. Его задача – доставить окклюдер (заглушку, напоминающую пробку) в ушко левого предсердия. Он закрывает собой отверстие в ушке и остается там навсегда, предотвращая тромбоз и срастается тканью сердца.
- Что заставило американских специалистов отойти от традиционной антикоагулянтной терапии и разработать этот метод?
Адиль Баимбетов: Начнем с того, что пациенты с фибрилляцией предсердий получают два вида терапии: антиритмическую (для нормализации ритма предсердий) и антикоагулянтную. Последняя требуется для исключения инсульта, тромботических осложнений, инфаркта. Лекарственный препарат-антикоагулянт разжижает кровь и не позволяет образоваться тромбам. Однако есть категория пациентов, которая не может постоянно принимать Варфарин, т.к. он может вызывать непереносимость, осложнения и кровотечения (при хронической язве, геморроях и т.д.). Риск для жизни при этом слишком велик. Отсюда возникла необходимость в разработке инновационного метода.
Адел Аминиан: В Европе показанием к операции является только непереносимость Варфарина пациентом. Так как этот метод намного облегчает жизнь больным, в Соединенных Штатах задумались: нельзя ли всем пациентам вместо антикоагулянтной терапии назначить операцию? И после того, как были опубликованы первые результаты эффективности окклюдера, американское Управление по надзору за пищевыми продуктами и лекарственными препаратами настоятельно рекомендовало проведение дальнейших исследований. В результате чего сегодня мы имеем возможность оперировать практически всех пациентов.
- Есть категория пациентов, которой операция противопоказана?
Адиль Баимбетов: Это небольшой процент больных при абсолютно тяжелых стадиях ИБС с сердечной недостаточностью, терминальные стадии онкологических заболеваний. Таким пациентам даже столь малоинвазивное вмешательство противопоказано.
- После операции пациенту нужно принимать дополнительные препараты?
Адиль Баимбетов: Нет. Коллеги из Европы подсчитали, что экономическая выгода от операции очевидна. Так, человек потратит на одну операцию меньше денег, чем при пожизненных покупках Варфарина. Кроме того, при приеме Варфарина пациенты нуждаются в постоянном контроле, госпитализации из-за осложнений, кровотечений и возможной инвалидности.
- А при операции с окклюдером могут возникнуть риски и осложнения?
Адиль Баимбетов: И у Варфарина, и у операции есть различного рода осложнения. И все равно в этой схватке победит операция – ее риски связаны только лишь с техникой и анатомией пациента, когда не достигается плотная установка устройства. В таких случаях мы отказываем в операции и предлагаем другую терапию. Но таких пациентов очень мало. Сегодня мы прооперировали четырех пациентов, и все прошло удачно, без осложнений.
Адел Аминиан: В моей практике неудачи при операциях не превышают 3-4%, и связаны чаще всего с состоянием самого пациента, а не с процедурой.
- Что делать, если у пациента непереносимость Варфарина, и в то же время ему противопоказана операция?
Адиль Баимбетов: Риск остается. Но есть другие препараты и уже открытая операция – кардиохирургия. Грудная клетка полностью вскрывается и в конце ушко наглухо зашивается. Это выход – но риски намного серьезнее.
- С какими проблемами вы сталкиваетесь чаще всего в излечении пациентов с фибрилляцией предсердий?
Адиль Баимбетов: Есть острая проблема по своевременному выявлению этого заболевания. На данный момент нет соответствующей тактики. Если на первичном звене патологию выявили вовремя, у больного все будет хорошо. Но, к сожалению, своевременно не выявленные пациенты или умирают, не подозревая у себя проблемы, или попадают в больницу уже после инсульта. Нам остается лечить последствие, а не саму причину. А, как известно, лечится оно очень сложно.
- На Западе этот метод используется на протяжении 7 лет, а в Казахстане – в единичных случаях. Почему не получается внедрить его широко?
Адиль Баимбетов: Это решается на уровне Минздрава – раз; у нас недостаток специалистов владеющих методикой – два; специальное оборудование невероятно дорогое - три. В операции занята целая команда, а не только оперирующий хирург-кардиолог. Все - от медсестры, анестезиолога и врача, владеющего эхокардиографией, должны иметь опыт и высокий уровень квалификации. В Алматы и Астане есть все необходимое и такие операции мы делаем успешно. Всем вам - крепкого здоровья!