В среднем каждая двадцатая супружеская пара по всему миру не может зачать ребенка. И если в Америке с проблемой бесплодия сталкивается каждая восьмая семья, в Европе – седьмая, то в Казахстане – уже каждая пятая.
О том, что могут казахстанские репродуктологи, рассказывает акушер-гинеколог, врач лаборатории ЭКО Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии Минздрава РК Анастасия Рыбина.
- Как эффективнее всего сегодня лечится бесплодие?
- Практика показывает, что ничего более эффективного для преодоления бесплодия, чем ВРТ, нет. ВРТ – вспомогательные репродуктивные технологии – это методы лечения бесплодия, при которых зачатие и первые этапы развития эмбриона происходят вне организма человека. Другими словами, это экстракорпоральное оплодотворение: «экстра» – вне, «корпус» – тело человека. Методов ВРТ много. Основной – ЭКО, или так называемое классическое экстракорпоральное оплодотворение. Все остальные технологии ВРТ улучшают частоту наступления беременности, то есть увеличивают результативность ЭКО.
- В каких клинических случаях показан каждый метод?
- Если пара молодая и репродуктологи получили достаточное количество сперматозоидов и ооцитов – яйцеклеток – хорошего качества, делают классическое ЭКО. Если у мужчины выявлено тяжелое нарушение сперматогенеза – сперматозоидов мало, то одного ЭКО мало. Чтобы произошло оплодотворение, нужно примерно сто – сто пятьдесят тысяч активных сперматозоидов на одну яйцеклетку. Если сперматозоиды единичные, а также если у пары уже был неудачный опыт ЭКО, то применяют ИКСИ – интроплазматическую инъекцию сперматозоидов. В сущности, к ИКСИ прибегают тогда, когда нет времени и возможности проводить повторные программы ЭКО. Если при классическом ЭКО мы смешиваем сперматозоиды и яйцеклетки в определенной пропорции и оставляем их для самостоятельного оплодотворения, то при ИКСИ, не дожидаясь, когда произойдет оплодотворение, берем один сперматозоид и вводим его в яйцеклетку. Таким образом, частота оплодотворения при ИКСИ заведомо выше.
Вспомогательным методом при ИКСИ является ИМСИ – интрацитоплазматическая инъекция морфологически нормального сперматозоида. Этот метод используется для отбора мужских половых клеток. Он позволяет увеличить сперматозоид в шесть тысяч триста раз и увидеть практически всю его структуру.
Часто для увеличения шанса зачатия классическое ЭКО и ИКСИ проводят в одном и том же цикле, поскольку время, когда женские половых клетки могут быть оплодотворены, ограничено.
Существует также пИКСИ – биохимический маркер способности к оплодотворению, основанный на биохимической реакции. Нормальный сперматозоид содержит гиалуронидазу – вещество, которое разрушает оболочку яйцеклетки, в свою очередь, содержащую гиалуроновую кислоту. Пригодный к оплодотворению сперматозоид, помещенный в специальную емкость с этой кислотой, должен начать разрушать ее. Именно такой и выбирается для зачатия.
- Проводится ли генетическая диагностика перед пересадкой эмбриона?
- При преимплантационной генетической диагностике (ПГД) осуществляется определение моногенных и хромосомных дефектов у ооцитов и эмбрионов, а также определение числа половых хромосом с целью исключения заболеваний, сцепленных с полом. ПГД применяется для супружеских пар, имеющих высокий риск рождения детей с генетической патологией.
В нашей среде также актуально установление резус-фактора, поскольку количество резус-конфликтных беременностей очень высоко. Если у мамы резус-фактор отрицательный, то и нам нужно выбрать эмбрион с аналогичной особенностью.
- Есть ли решение на случай, если эмбрион не может прикрепиться в матке?
- Этот метод называется вспомогательным хэтчингом. Он заключается в проведении насечек на оболочке эмбриона с целью ее истончения. При естественном хэтчинге эмбрион имплантируется сам: он как бы вылупляется и прикрепляется в полости матки. Однако, как правило, у женщин старшего возраста оболочка эмбриона очень толстая. Если при хорошем качестве эмбриона уже были неудачные попытки, это показание к искусственному хэтчингу. Существует три его вида: химический – с нанесением кислоты, механический – с прокалыванием, и лазерный. На сегодняшний день самый контролируемый, безопасный, точный и простой метод хэтчинга – лазерный. Он применяется во многих клиниках и существенно улучшает частоту наступления беременности.
- Существуют ли еще какие-то методики ЭКО, позволяющие предотвратить риск для здоровья будущей мамы?
- При риске гиперстимуляции – опасном состоянии для жизни женщины – используется метод дозревания яйцеклеток вне яичников (IVM). Мы получаем заведомо незрелые яйцеклетки, дозреваем их и оплодотворяем в специальных средах. Это дает шанс перенести эмбрионы в полость матки в текущем цикле или заморозить их.
Если при заморозке яйцеклеток, сперматозоилов, эмбрионов или тканей яичника температурный режим соблюдается, то время хранения не имеет никакого значения.
Более того, среды, в которых замораживаются клетки или ткани, сейчас настолько высокого качества, что практически сто процентов размороженного материала будет способно к оплодотворению.
- Что делать, если собственные половые клетки супругов использовать не получается?
- Применяют донорские. Их берут у анонимных коммерческих доноров, то есть у людей, которые сдают свои половые клетки и получают за это деньги. Но супруги могут привести и своего донора.
К ВРТ-технологиям также относится суррогатное материнство.
Благо, в Казахстане в этом отношении действует достаточно четкое законодательство: все права биологических родителей здесь защищены кодексом «О здоровье народа и системе здравоохранения». Договор, заключенный с суррогатной матерью и нотариально заверенный, гарантирует, что справка о рождении будет выписана на биологических родителей.
Кроме того, что у каждого метода ВРТ есть свои показания, у семейных пар всегда есть выбор.
Многие не ждут целый год, как это рекомендовано, а обращаются к специалистам уже после нескольких неудачных попыток естественного зачатия.
- Какой фактор является ключевым в увеличении вероятности зачатия?
- Это возраст. Если до тридцати лет вероятность естественного зачатия составляет восемьдесят процентов, то после тридцати пяти – не более сорока, а после сорока лет – в лучшем случае пятнадцать.
Результативность ЭКО в молодом возрасте доходит до восьмидесяти процентов, а в целом по всем возрастным группам – до сорока.
Законы природы для всех одинаковы.
Период после тридцати пяти считается поздним репродуктивным возрастом: к этому времени овариальный резерв, то есть количество яйцеклеток в данный момент времени, которые могут быть использованы для оплодотворения, начинает уменьшаться. С возрастом нарушаются не только процессы созревания половых клеток, но и повышается риск хромосомных аномалий у плода. И, конечно же, чем старше женщина, тем ниже результативность программ ЭКО, то есть частота наступления беременности. Сорок семь лет считаются порогом для зачатия инвитро с использованием собственного материала.
С донорскими яйцеклетками можно провести процедуру искусственного оплодотворения и позже, но это риск для женщины, ее здоровья: высокая гормональная нагрузка, опасность онкологических заболеваний и, в первую очередь, прерывания беременности. Если терапевты и смежные специалисты разрешают провести ЭКО, репродуктологи берутся. Но чаще всего к этому возрасту уже накоплен значительный багаж заболеваний, и женщины крайне редко соглашаются вынашивать ребенка сами. Самой старшей пациентке в моей практике было сорок шесть лет. К сожалению, попытка оказалась неудачной.
Сорок семь лет – это также лимит для проведения ЭКО по государственным квотам.
- Могут ли отказать в получении квоты на проведение ЭКО до наступления порогового возраста?
- Да, специалисты поликлиник, которые отправляют женщин в ЭКО-центры для получения заключения репродуктологов, часто забывают рассказать им о необходимости оценки овариального резерва. Для того чтобы понять позволяет ли количество яйцеклеток провести процедуру искусственного оплодотворения, необходимо сделать анализ на уровень АМГ – антимюллеровского гормона. При низком уровне АМГ в проведении ЭКО по квоте отказывается.
Никита Мантусов