Статьи
Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/vhosts/nichost.kz/alanda-hirurgia.kz/_system/lib/smarty/Smarty_Compiler.class.php on line 256
Warning: strftime(): It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone 'UTC' for now, but please set date.timezone to select your timezone. in /var/www/vhosts/nichost.kz/alanda-hirurgia.kz/_system/lib/smarty/Smarty_Compiler.class.php on line 357
О самом малом, что может сделать любой родитель для того, чтобы его ребенок был здоров, «Доброму здоровью» поведал Андрей Продеус – д.м.н., профессор, заведующий кафедрой факультетской педиатрии № 2 педиатрического факультета Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова, соведущий ТВ-программы «Жить здорово».
- Андрей Петрович, возможно, некорректно задавать этот вопрос врачу, однако его нельзя оставлять без внимания… Как быть, если маму не удовлетворяет то, как лечат ее ребенка в поликлинике?
- У любого человека должен быть свой стоматолог, у любой здоровой женщины – свой гинеколог, а у ребенка – даже самого здорового – свой педиатр.
К сожалению, все вопросы, связанные с состоянием здоровья детей, как правило, решаются, когда «рак на горе свистнул». А в этих условиях уже сложно искать своего доктора. Соответственно, важно озадачиться этим вопросом не после, а до.
- Почему так важно иметь своего педиатра?
- Принципиально, чтобы педиатр, кроме того, что он хороший специалист, отвечал вашим человеческим и этическим воззрениям, плюс, если мы говорим о докторе первичного звена, был в хорошем смысле грамотным стрелочником. Я имею в виду того человека, который не будет говорить, что решает все проблемы, но знает, куда пойти, если у него возникнут вопросы по поводу здоровья вашего ребенка. В этом случае вы обращаетесь к другим, как принято говорить, узким специалистам вместе с вашим доктором. И тогда он является объектом, который консультирует и затем транслирует полученную информацию вам, переводя ее на понятный язык.
Например, если у ребенка проблемы с почками или желудочно-кишечным трактом, педиатр ни в коем случае не должен выполнять функцию гастроэнтеролога: он должен отправить маму с ребенком на консультацию, после чего интерпретировать выводы специалиста.
Эта схема взаимодействия родителей и медиков удобна и полезна.
- Как выбрать лучшего доктора?
- Существует несколько критериев. Этот доктор должен уметь разговаривать.
Стоит избегать врачей, которые односложно выражаются только глаголами на уровне проходите-садитесь-раздевайтесь-подайте-дышите-не дышите-смотрите-уходите…
В череде глаголов вы не получите никакой полезной информации, равно как и если доктор будет говорить заумными фразами. И самое основное – то, что доктор говорит, должно быть логичным именно для вас. Только в этом случае лечение будет самым оптимальным.
- Стоит ли доверять педиатру, если он все время ставит диагноз ОРЗ или ОРВИ?
- Вообще-то 70% заболеваний в детском возрасте – это ОРЗ и есть. Задача нормального врача – не допустить и не пропустить серьезных заболеваний, а не вылечить ОРЗ… Простуда пройдет сама собой. Наши дети выздоравливают не благодаря, а скорее, вопреки препаратам, которые им назначили.
- Вы считаете, что не стоит увлекаться медикаментами?
- Я считаю, что я и мои коллеги – успешные доктора хотя бы по той банальной причине, что нам удается объяснить нашим пациентам, что мы от них хотим, и они четко выполняют инструкции, а не занимаются самостийными делами. По-медицински, по-научному это называется комплайнс. Когда комплайнс есть, эффективность выше.
Чаще всего мама идет к врачу, получает рекомендации, а потом решает «это я делаю, а это – нет». По факту она сходила к доктору и ей не помогло… Я не адвокатирую, кто прав, а кто виноват: правы все, но логика у одних и других не направлена на то, чтобы реально помочь самим себе.
Вернемся к нашему случаю с ОРЗ. Большая часть простудных заболеваний лечится только симптоматически: при определенной температуре нужно дать ребенку жаропонижающее, при заложенности носа сделать промывание носовых пазух, при болях в горле – прополоскать. Соблюдая при этом постельный режим, можно вылечиться без каких-то «больших» таблеток. Элементарно! Но… Зачастую сами родители не готовы выслушать врача, который говорит «полощите горло, промывайте нос, поменяйте режим дня».
Почему? По той простой причине, что у родителя возникает ощущение: «Я же нормальная мама, я и так все это делаю». Соответственно, если ей говорят делать это, то ее обвиняют в ненадлежащем выполнении материнских обязанностей. Именно поэтому все родители остаются глухи к элементарным рекомендациям и идут к доктору с запросом сделать что-то экстра…
Ситуацию усугубляет сотрудничество с не вашим врачом, который не сильно заинтересован в адекватности исполнения его рекомендаций, так как знает, что его назначения будут подвергнуты критике со стороны родителей. А ведь у любого врача есть еще оппоненты – ваши бабушка или свекровь, провизор в аптеке и Интернет. В результате если вы имеете дело с врачом, которого не выбрали, а к которому просто попали, то эффективность обращения к нему и вероятность того, что вы придете к консенсусу, очень низкая.
- В чем задача родителя при сотрудничестве с педиатром?
- Во-первых, важно построить систему, кому вы доверяете, откуда берете информацию и куда ходите, если вдруг что-то случается с вашим ребенком. Стоит иметь систему выбора тех специалистов, которых вы будете слушать, при этом иметь не одно, а два-три мнения о здоровье ребенка абсолютно правильно.
Во-вторых, важно знать и уметь хранить медицинскую информацию. Большая часть родителей, которые приходят ко мне на прием, ведут себя примерно так: «Андрей Петрович, вы у нас единственная и последняя инстанция, мы видели вас по телевизору…». Спрашиваю, с чем пришли, прошу показать анализы ребенка, рассказать, какое лечение он принимал в последнее время, на что получаю разведенные в стороны руки: не знаем-забыли-потеряли. Выстраивать взаимоотношения начинаем с нуля.
- Какова мораль?
- Наше с вами человеческое требование заключается в том, чтобы все, кто занимается нашими детьми и их здоровьем, были хорошими. В этом случае давайте и к ним относиться с таким же уважением, а не как к службе быта. Докторов надо спрашивать и спрашивать жестко, но им нужно отдать и дань уважения.
- И хорошо оплачивать услуги…
- Вот здесь вы не правы. Я вам скажу одну крамольную вещь. Качество работы хорошего доктора абсолютно не зависит от уровня его заработной платы. Если меня не удовлетворяет моя зарплата, я ищу заработки. Но если я взялся лечить вас, то по какой причине качество моих консультаций должно отличаться, заплати вы мне десять или сто тысяч тенге? Я не могу работать на 50%. И если я позволяю себе лечить хуже, то, наверное, не имею права называться доктором. Если вдруг докторам станут лучше платить, они станут лучше жить, но лучшими специалистами они от этого не станут.
Если врач считает, что работать за копейки можно плохо, какова уверенность в том, что за большие деньги он будет делать это хорошо?
- Что вас как врача больше всего удивляет в пациентах?
- Подавляющее большинство мечтает о таблетке, которая бы полностью восстановила их здоровье, чтобы продолжать портить свой организм и дальше. В мае, на конференции. Организованной лабораторией Инвитро, этот вопрос коллеги поднимали ни раз. Какой процент этих людей занимается профилактикой, ходит на регулярную диспансеризацию? Зато мы все считаем нормальным оправдывать себя тем, что это все равно бесполезно, что мы не сможем найти своего доктора. А я вам скажу, что в Казахстане хороших врачей много!
Никита Мантусов