Нередки случаи, когда человек обходит десятки специалистов и в результате получает дюжину заключений о том, что здоров. При этом он имеет все симптомы какого-то заболевания, иногда даже спать не может от боли…
При первых же непонятных симптомах многие бегут к терапевтам, кардиологам, эндокринологам…
- Между тем, это наш пациент, – говорит Жибек Жолдасова, заведующая отделением психотерапии Республиканского научно-практического центра психиатрии, психотерапии и наркологии, психиатр высшей категории, к.м.н.
- Жибек Алилулаевна, что это за болезни такие, которых нет?
- Это далеко не новое явление в медицине. Еще Гиппократ упоминал о ложной беременности, которой в древние времена часто страдали те, кто не мог зачать. У бесплодных женщин рос живот, выделялось молоко, были ощущения шевеления плода, но беременными они не были. Просто желание иметь ребенка было настолько сильным, что происходило своего рода перепрограммирование головного мозга, и он давал установку на то, чтобы организм шел навстречу хозяину.
Речь о соматоформных расстройствах, вернее, о соматоформной вегетативной дисфункции – заболевании, относящемся к классу неврозов. Это чисто психиатрический диагноз: у врачей общей практики вы его не встретите. Расстройство обусловлено тем, что патологии в действительности нет, а больной ее ощущает.
- На какие органы обычно жалуются больные соматоформными заболеваниями?
- Симптомы могут наблюдаться со стороны разных органов и систем: сердца и сердечно-сосудистой системы, верхнего и нижнего отделов желудочно-кишечного тракта,
дыхательной и мочеполовой систем.
Врачи проводят обследование и не обнаруживают никакой патологии или выявляют минимальные нарушения, но и они далеко не соответствуют тем симптомам, о которых рассказывает пациент.
- Кто подвержен подобным расстройствам?
- Официальной статистики по распространенности соматоформных заболеваний в Казахстане не ведется. Но, если судить по нашим пациентам, то к этим состояниям больше склонны женщины. Большинство больных – люди в возрасте до сорока лет.
Считается, что невротические расстройства чаще всего случаются у тех, кто слаб духом или, как сейчас модно говорить, нестрессоустойчив. Но это вовсе не обязательно. В принципе, любой здоровый человек может стать мишенью соматоформной вегетативной дисфункции. Но для этого у него должны быть определенные установки. Например, он твердо убежден, что сердце болит в таких-то случаях, и оно у него заболит в этой ситуации. Или полагает, что, если родственники болеют чем-то, его это тоже коснется.
- Что является спусковым механизмом?
- Стресс, депрессивные состояния. При этом стресс может быть не сильным: для его формирования достаточно, казалось бы, обычного бытового конфликта. Например, одна из моих недавних пациенток поругалась с мужем. Результат – паралич лицевого нерва. Женщину полностью обследовали, включая томографию головного мозга, но никаких отклонений не выявили.
- Напрашивается вопрос: как же это лечить?
- 100% всех наших пациентов проходят десятки соматических врачей, в основном терапевтов, эндокринологов, кардиологов… У кого они только ни бывают, в том числе за границей! Скитания длятся до тех пор, пока кто-то из врачей не посоветует сходить к психотерапевту. Но эта рекомендация звучит для большинства людей оскорбительно, ведь никто же не считает себя психом! Барьер между нами и остальными людьми мешает выздоровлению. Но, рано или поздно, они приходят. И мы – как конечная инстанция – находим выход.
Лечение таких пациентов в основном медикаментозное. В него входит прием антидепрессантов последнего поколения в минимальных дозах, противоневротических препаратов и транквилизаторов. Последние буквально в считанные часы снимают местные симптомы, но принимать долго их нельзя. Кроме того, цель лечения – не только избавиться от симптомов, но и корригировать саму личность. Поэтому крайне желательно подключить и сеансы психотерапии. В зависимости от того, что из себя представляет человек, специалист подберет наиболее эффективную методику. И это позволит пациенту излечиться полностью.
- Есть ли риск рецидива?
- Риск возвращения болезни есть всегда. Примерно 80-90% наших пациентов первичные, то есть один раз в жизни перенесли заболевание и забыли об этом. Но 10-20% больных – это те, кто умудряется попасть в больницу трижды в год. Это случается в силу того, что люди не хотят менять себя, свое отношение к жизни. Обычно такие пациенты на сеансы психотерапии не ходят. Им легче проглотить таблетку. Не то, чтобы они не верили в результативность. Им попросту болеть выгодно. В психиатрии есть такое понятие «выгода болезни». Представьте, больным соматоформными расстройствами идут навстречу врачи, оформляя группу инвалидности, ко многим приезжают дети и стараются уделять больше им внимания, если это молодые, то родители начинают носиться вокруг…
- Возможна ли профилактика?
- В целом профилактических мероприятий очень много. Та же самая религия: соблюдение десяти заповедей – прекрасная профилактика психических расстройств, ведь на рациональном уровне все они сводятся к «не навреди». А если человек будет настроен на то, чтобы никому не мешать, в том числе и себе, он никогда не станет невольным симулянтом.
- Если стресс все-таки состоялся, как его пережить без последствий?
- В позитивной психотерапии есть правило: что бы ни случилось в жизни, даже самая негативная ситуация, – все несет в себе нечто позитивное. Чаще всего это просто опыт.
Вы это пережили, а, значит, теперь вы можете понять других людей, которые с этим столкнулись. На Западе даже есть такое положение: психологи младше двадцати девяти лет не могут принимать клиентов, потому что только примерно к этому возрасту человек получает максимальный опыт и становится способным понимать других.
Никита Мантусов