Статьи
Близорукость занимает второе место среди отклонений, выявляемых при массовых медицинских осмотрах в школе. При прогрессировании процесса развивается осложненная близорукость со значительной потерей зрения и изменениями в тканях глаза, которая может явиться причиной инвалидности даже в молодом возрасте. Близорукость оказывает неблагоприятное влияние на физическое развитие, ограничивает выбор профессии, создает сложную психологическую ситуацию, вызванную чувством собственной неполноценности и необходимостью постоянно носить очки. О том, почему так важно не упустить момент выявления близорукости у детей, о новой методике и профилактике глазных заболеваний рассказала заведующая детским отделением Шымкентской Областной офтальмологической клиники Галина Сидорова.
-Галина Ивановна, врачи-офтальмологи в один голос утверждают: «Близорукость неизлечима!». Приговор на всю жизнь?
- Самое плохое, что близорукость действительно неизлечима. У неё есть своё правило: «Хуже-да, лучше-никогда». Поэтому глазное направление в медицине должно быть профилактическое. А у нас сейчас много школьников со зрением -9, -10. К большому сожалению, родители приводят к нам своих детей, у которых уже запущенная форма близорукости. Статистика вещь упрямая, в Южно-Казахстанской области при поступлении в школу у 15 процентов детей уже выявлена, к середине учебного процесса это число возрастает до 20-25, а к окончанию до 35 процентов.
-Врачи-офтальмологи считают, что причина - в условиях, в которых учатся школьники.
- Врачи правы. Для ребенка с близорукостью большое значение имеет гигиена зрения. Большей частью это касается всех детей, даже при отсутствии какой-либо глазной патологии. А сейчас социально-гигиенические условия в школе сведены на нет. Раньше были удобные парты, с необходимым для глаз наклоном. Сейчас - простые плоские столы. Освещение в классах неравномерное. А нагрузка? Она необоснованно большая! Именно в связи с бурным внедрением в жизнь наших детей современных обучающих технологий, в последнее время значительно возросла близорукость. Кроме этого школьники зачастую учатся в три смены - всё это против здоровья ребёнка в целом и в частности против здоровья детских глаз. Необходимо устранить те неблагоприятные факторы, которые раньше или позже могут привести или уже привели к близорукости. Об этом мы говорим постоянно и считаем, что в этом должны быть заинтересованы не только офтальмологи и педиатры, но и школьные врачи вместе с родителями.
-Ваша новая методика профилактики близорукости у детей на самом деле родом из советского прошлого. Расскажите об этом.
- Методика действительно из серии «Всё новое - хорошо забытое старое» и поверьте, очень жаль, что это старое забыто. Мы внедрили во все школы города и области специальную программу. Суть заключается в выявлении детей с пониженным зрением на самых ранних стадиях. Происходит это с помощью разработанной нами таблицы с буквами и цифрами. Для проверки зрения присутствие врача необязательно, это может сделать сам учитель или староста класса. После такой проверки ребята с проблемами зрения попадают в специальный список, а тот – к педагогам и родителям. И теперь мамы и папы осознанно ведут своё чадо к врачу для более тщательного осмотра. В школу ребёнок возвращается уже после проведённых обследований с поставленным диагнозом и назначенным лечением. То есть нашей целью было получить замкнутый круг, чтобы проблема была вовремя обнаружена, затем более тщательно исследована, поддержана лечением и далее через какое-то время, вновь проверена. Параллельно с этим мы возродили зарядку. Помните считалочку: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…..». Вот с этой считалочкой мы совершенно без подготовки и предупреждения вошли в класс одной из городских школ, и в присутствии директора и учителя провели такую минутку отдыха. Зарядка длилась всего полторы минуты, но результат ощутили не только ученики, но и учителя. Дети за это время отвлеклись, отдохнули, перевели дух - это то, чего мы и добивались. Видеозапись с этой зарядкой мы распространили во все школы Шымкента. Затем показали на областном совещании педагогов, и в Институте повышения квалификации - теперь зарядку делают во всех школах области. А педагоги с севера Казахстана сказали, что мы просто не имеем право держать эту идею только при себе. Мы, конечно, поделились - нам не жалко.