Всемирной организацией здравоохранения описано несколько тысяч заболеваний. И ни одно из них невозможно было бы диагностировать без изучения свойств тканей и биологических жидкостей организма человека, а попросту говоря, без анализов.
Лаборанты для клиницистов
Если еще пару десятилетий назад возможности лабораторий сводились к определению уровня сахара в крови и креатинина в моче, то сегодня они практически не ограничены. Между тем, не все ресурсы современной лаборатории востребованы клиницистами по банальной причине отсутствия знаний о них. Этот и другие вопросы специалисты лабораторных служб и практикующие врачи различных специальностей из России и Казахстана поднимали на научно-практической конференции «Междисциплинарные аспекты и перспективы развития лабораторной диагностики в практике современного врача», прошедшей в Алматы в апреле.
В Казахстане более двух тысяч клинико-диагностических лабораторий, в том числе шесть центральных – в Алматы, Кокшетау, Кызылорде, Таразе и две в Астане. Таким образом, один лабораторный комплекс обслуживает порядка двух с половиной миллионов человек, что, по данным исследовательской компании SC&Rgroup, в общем-то, соответствует мировой практике. Однако, как информировала вице-президент по науке и инновациям Казахстанской Ассоциации медицинской лабораторной диагностики Шолпан Бейсембаева, «в настоящее время потребность в лабораторной службе возросла неимоверно». При этом в росте нуждается не только количественная, но и качественная сторона вопроса.
В лабораторной службе Казахстана сегодня трудится семь тысяч лаборантов, и только шестьдесят процентов средне-медицинского персонала имеет медицинское образование. Таких вузов, как Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова с его кафедрой лабораторной диагностики и молекулярной медицины, где готовят высококлассных лаборантов, в стране не хватает.
Другая проблема, которую поднимали на конференции, – это отсутствие системы преемственности в лабораторной службе: если все страны уже давно перешли на централизованные исследования, то для Казахстана это пока относительно далекая перспектива.
И главное: даже при надлежащем исполнении этих сложных задач лабораторная служба не будет эффективной без сотрудничества с клиницистами. «Достижения медицины нужно внедрять в жизнь, делать их востребованными, а для этого крайне важно устранить пропасть между клиницистами и лабораторией», – говорит профессор Бейсембаева.
Хаос ненужных анализов
Наиболее интересными на конференции стали выступления ведущих специалистов из России и Казахстана: президента Ассоциации педиатров-инфекционистов Василия Учайкина, вице-президента Российской ассоциации эндокринологов Галины Мельниченко, педиатра, иммунолога и соведущего программы «Жить здорово!» Андрея Продеуса, а также президента Ассоциации фтизиатров РК Талгата Муминова.
Профессор Муминов сообщил об актуальности лабораторной диагностики в Казахстане с точки зрения расположения здесь эндемичного очага туберкулеза. «В данное время в РК зарегистрировано около двадцати пяти тысяч больных туберкулезом, кроме того, ежегодно выявляется четырнадцать тысяч новых случаев, – сказал Талгат Муминов. – Однако, не смотря на то, что первичная и вторичная лекарственная устойчивость нарастает, мы достигли того уровня распространенности заболевания, который был до распада Советского союза». В диагностике туберкулеза используются рутинные методы, в том числе ДНК-тесты, позволяющие выявить распространителя болезни в семейных очагах туберкулеза.
Профессор привела в пример Розалин Ялоу – лаборанта профессора и изобретателя Соломона Берсона, получившую Нобелевскую премию «за создание методики, позволяющей определить в любой биологической жидкости любые вещества, заслуживающие быть определенными». Профессор Мельниченко призвала коллег не перегружать пациентов «хаосом ненужных анализов» и при направлении на лабораторное исследование всегда руководствоваться простым алгоритмом: наличием каких-либо клинических проявлений или весомых клинических подозрений.
За вклад в подготовку научных кадров вместе с профессором Василием Учайкиным Галина Мельниченко была отмечена званием иностранного члена Национальной академии наук Республики Казахстан.
Качество в крови
Поводом проведения конференции стало объединение усилий ведущей казахстанской медицинской лаборатории «Гем» и крупнейшего оператора лабораторных услуг в России и странах СНГ – компании «Инвитро». В результате этого тандема в Алматы была создана новая высокотехнологичная клинико-диагностическая лаборатория.
Преимуществом новой лаборатории стало применение уникальных IT-решений, позволивших полностью автоматизировать процесс лабораторного исследования – от момента регистрации пробирки до выдачи результата анализа.
- Сокращение риска ошибок в лаборатории напрямую связано с минимизацией участия специалиста, – говорит генеральный директор независимой лаборатории «Инвитро» Сергей Амбросов. – Сводя к минимуму человеческий фактор, мы помогаем людям реализовать их право на достоверные сведения о собственном здоровье. Здоровье – это то, что может сделать человека счастливым, а современные технологии – в первую очередь, в лабораторной диагностике – позволяют управлять своим здоровьем, дольше жить, быть активнее и успешнее.
Автоматизация лабораторных процессов, естественно, не означает, что здесь работают плохие специалисты.
- Хорошая лаборатория – в первую очередь, это не техника, а люди, их опыт, – продолжает г-н Амбросов. – Чтобы профессионалы могли реализовать себя в медицине, потребуется техника, и мы на ней не экономим.
В новой алматинской лаборатории «Гем» планируется проводить до пяти тысяч анализов в день, однако мощности, заложенные при ее проектировании, значительно выше. О масштабе сделки можно судить по объемам обследований, которые проводятся на базе восьми глобальных лабораторных комплексов «Инвитро», расположенных в России, Украине и Беларуси. Пятьсот шестьдесят лабораторных точек в двухстах пятидесяти городах обслуживают шесть миллионов человек ежегодно. С этими показателями «Инвитро» занимает сороковое место в мировом рейтинге операторов лабораторных услуг и двадцатое – в европейском.
Если компания «Инвитро» открылась в 1997 году как первая частная лаборатория в России, то ее казахстанский партнер – «Гем», десятью годами позже. Начиная с лаборатории гемостаза, «Гем» развернула отделения биохимии, ПЦР-диагностики, бактериологическое отделение. Сегодня сорок четыре медицинских офиса обрабатывают анализы жителей двадцати пяти городов Казахстана на местах и централизованно – в Алматы.
По словам генерального директора «Гем» Райхан Мамыровой, новые технологии «Инвитро» поспособствуют расширению спектра услуг руководимой ею лаборатории, позволят проводить те анализы, которые в Казахстане до этого момента были недоступны. «
- Вектор нашего развития направлен в сторону генетики, – говорит г-жа Абсадыкова. – А также мы хотим участвовать в скрининговых программах по онкологии, расширяя спектр по онкомаркерам, иммуногистохимии – анализов, которые в Казахстане делают не везде.