Алфавит выучен, портфель куплен… Родители в священном трепете: теперь их чадо – Первоклассник. Только вот их малыш совсем не рад…
Не спешите бежать к психологу! Никто так не поможет ребенку адаптироваться к школе, как сами родители. В этом убеждена Оксана Гулак – детский психоаналитик, ассоциированный член Европейской федерации психоаналитической психотерапии, член Профессиональной Психотерапевтической Лиги.
- Оксана Валерьевна, как понять, готов ли ребенок к школе?
- Мы часто судим о подготовленности к школе по умению читать или писать. Но это вовсе не значит, что малыш действительно готов пойти в первый класс. Намного важнее развитие мыслительных способностей, выражающихся в умении обобщать, выделять частное из целого. Важно, чтобы ребенок мог оперировать информацией: это поможет ему в дальнейшем начать писать и складывать. В психологии это называется зоной ближайшего развития ребенка. Она определяется тем, что маленький человечек сначала способен только с помощью взрослого понять и усвоить информацию, а затем и самостоятельно.
Иногда дети, которые уже практически прошли программу первого класса на подготовительных курсах, скучают на школьных уроках. И это большая ошибка родителей. Важно сохранить интерес к учебе.
И самый важный аспект – это психологическая подготовка. Иногда дети, которые уже достаточно хорошо читают или пишут, обладают достаточно развитыми мыслительными навыками, теряются в школе, не могут применить уже имеющиеся знания либо вовсе их утрачивают.
Причина – в стрессе, с которым всегда сопряжен первый поход в школу. Причем стресс испытывает как ребенок, так и родители. И связан он с так называемым процессом отделения –не столько физическим, сколько психологическим.
Если у первоклассника есть детсадовский опыт благополучного отделения, ему будет проще пойти в школу. Но одно не вытекает строго из другого.
- Как помочь первокласснику справиться со стрессом?
- Нужно заранее говорить о том, что вы пойдете в школу. Ребенку важно представлять, что это за здание, а лучше всего видеть его в реальности: показать дорогу, по которой первоклассник пойдет в школу, саму школу, коридор, класс, в котором он будет находиться большую часть учебного времени. Так у школьника сформируется некое представление о том, что его ждет. И оно поможет ему справиться со стрессом первых дней.
Многие дети идут в школу с неверными ожиданиями. Одни представляют школу как процесс развлечения: думают, что все будет замечательно: учительница будет ставить пятерки, у них появится много друзей, можно будет отдохнуть от детского сада и не спать днем. У других совершенно противоположные представления о школе, как о наказании: им будут ставить двойки, с ними будут драться. Важно избавить ребенка как от тех, так и от других фантазий, выделив то, что мотивирует его к школе. Это не место для отдыха и празднования, а новая ступень развития, на которую ребенок перешел потому, что вырос, стал взрослым. Школа – это теперь его работа.
- Что делать, если ребенок наотрез отказывается идти в школу?
- Детям, которые не ходили в детские сады или по какой-то другой причине очень чувствительны к любому отделению от родителей, важно дать в школу какую-то знакомую им вещь, которая будет напоминать о доме и, как ниточка, связывать с родителями. Хотя это мелочь, для психики ребенка она очень важна.
Часто переживания первоклашки настолько сильные, что проявляются различными соматическими симптомами: болит голова, живот… В этом случае с ребенком нужно мягко поговорить, спросив его напрямую: «Может быть, у тебя животик разболелся, потому что нужно идти в школу? Может быть, ты боишься?». Важно вместе с ним придумать способы решения ситуации, например, обговорить, как вы встретитесь после уроков: «Давай мы с папой будем тебя ждать вот здесь, возле этой колонны!».
Вы можете найти другие способы, уловки, с помощью которых можно мотивировать вчерашнего дошколенка пойти на уроки.
Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за то, что он не хочет идти в школу.
- Может быть, есть смысл подождать, пока ребенок дорастет?
- Чаще всего бывает наоборот: детей стремятся отдать в школу в шесть или даже в пять лет. Мы так спешим, чтобы наши дети повзрослели… Учим их читать и писать с малых лет, как будто раннее чтение – это залог того, что потом ребенок будет любить книги! Когда малыша торопят в школу, он не успевает наиграться, быстро исчерпывает свои силы и, как правило, скатывается на тройки.
В семь лет детей отдают в школу не зря. Маркером подготовленности к школе является возможность соблюдать рамки и границы. К семилетнему возрасту при нормальном психическом развитии в психике ребенка появляется некая третья структура: в психоанализе это суперэго, суперЯ – то, что стоит над Я – или просто совесть. Эта структура внутри нас позволяет нам следовать правилам, соблюдать рамки: например, мы знаем, что не можем взять нож и начать махать им. В школе это помогает высиживать сорок пять минут на уроке, помогает понять, что сейчас во время урока непозволительно вскочить и начать прыгать или бегать. Какова бы ни была эта структура, детям всегда тяжело отсидеть урок, особенно тем, у кого отмечается синдром гиперактивности и дефицита внимания. В любом случае требуется время, чтобы привыкнуть к школе. Именно поэтому в первом классе необходимо сочетать учебный процесс с игровыми элементами: с одной стороны, есть возможность побегать и сделать то, что велит фантазия, с другой – нужно следовать ограничениям. Но это уже вопрос обучения.
- Можно ли помочь ребенку легче адаптироваться к учебному процессу?
- В первую очередь, адаптироваться помогают правила в семье: когда ребенок знает, что это он может делать, а это – нет. Границы критически важны для ребенка. В здоровых семьях роль ограничителя, как правило, выполняет папа, особенно для мальчиков. Он обычно строже, чем мама, которая всегда хочет оградить детей от слез. Папа же может ударить кулаком по столу и сказать, что мы будем делать так, потому что это правильно. И это то, что помогает детям сдерживать себя, не выйти за пределы допустимого. Я говорю о разумных границах, не имея в виду кнут и пряник.
- Нужно ли посетить психолога перед школой?
- Обычно при приеме в школу с ребенком и родителями беседует психолог. Он оценивает общие способности будущего первоклассника и его готовность к школе. С моей точки зрения, если родители беспокоятся о чем-то и хотят получить опровержение или подтверждение чего-то, побывать на приеме у специалиста стоит. Если такого нет, я не вижу причин для этого. Причем, заметьте, мы говорим больше о беспокойстве родителей, чем детей. Но и в этом есть разумное зерно: тревоги и переживания родителей передаются и ребенку. Если мама и папа видят в нем маленького малыша, то и первоклассник будет чувствовать себя таким.
Никита Мантусов